home

Изменение посещаемости онлайн-курсов спустя год после начала пандемии

Ранее по данным SimilarWeb уже рассматривали как вырос трафик на онлайн-курсы отечественных и зарубежных LMS.

Теперь пришла пора посмотреть что стало спустя год обучения на удалёнке.

Методика[править]

Смотрим количество визитов по SimilarWeb. При этом методика подсчёта визитов не известна, погрешность тоже, но опыт подсказывает, что тренды SimilarWeb показывает верно.

Сравниваем февраль 2020 с февралем 2021, чтобы посмотреть на прирост посещаемости. В мире часть образования в феврале 202 уже перешла на удалёнку, а в России ещё нет. В феврале 2021 ещё не все вузы вышли с удалёнки или вышли с удалёнки не полностью (часть студентов училась удалённо, а часть офлайн).

В начале график визитов как было в 2020, затем как стало в 2021.

Результаты[править]

Открытые курсы МГУ (distant.msu.ru)[править]

За время пандемии трафик вырос на 20% и его удалось удержать на этой отметке.

Было:

distant.msu.ru.png

Стало:

distant.msu.ru.png

Онлайн-образование ВШЭ (online.hse.ru)[править]

Рост в 3 раза, затем потеря 17% трафика, но итого прирост за год в 2.5 раза. Также у ВШЭ есть курсы и на других платформах.

Было:

online.hse.ru.png

Стало:

online.hse.ru.png

СЦОС (online.edu.ru)[править]

Online.edu.ru - не образовательный сайт, а агрегатор курсов с других сайтов и он выпал из SimilarWeb за низкий трафик, т.е. агрегаторы не нужны пользователям для выбора курсов.

Было:

online.edu.ru.png

Стало:

online.edu.ru.png

Лекториум (lektorium.tv)[править]

Рост в 3 раза к апрелю 2020, затем падение к цифрам, даже на 7% меньшим чем было до пандемии.

Было:

lektorium.tv.png

Стало:

lektorium.tv.png

НПОО (openedu.ru)[править]

В начале рост в 2 раза, затем трафик упал до уровня, который был до начала пандемии.

Т.е. привлечения новых пользователей не произошло.

Было:

openedu.ru.png

Стало:

openedu.ru.png

Stepik[править]

Сначала рост в 1.6 раза, затем падение на 20%, но по итогу за год прирост на 30%.

Было:

stepik.org.png

Стало:

stepik.org.png

GeekBrains[править]

В начале рост в 2.2 раза, затем падение на 25% и по итогу прирост на 70%.

На падение в мае 2021 внимания не обращайте, сайт переехал на домен gb.ru.

Было:

geekbrains.ru.png

Стало:

geekbrains.ru.png

Skillbox[править]

В начале рост в 1.5 раза, затем ещё прирост на 14% и по итогу визиты увеличились в 1.75 раз.

Было:

skillbox.ru.png

Стало:

skillbox.ru.png

edX[править]

Вот перешли к международным курсам.

В начале рост в 3 раза, затем падение в 2 раза, но по итогу прирост в 1.5 раз.

Было:

edx.org.png

Стало:

edx.org.png

Coursera[править]

А вот на Coursera исторически ряд вузов России и организаций сделали ставку и из России там набралось 2.6 млн посетителей (что меньше и Stepik и GeekBrains), но этого хватило для третьего места среди стран по популярности в 2020 году. Правда в 2021 Россия в топ-5 уже не входит.

Если по всем странам, то рост в 3 раза, затем падение в 2 и итоговый прирост за год в 1.7 раза.

Было:

coursera.org.png

Стало:

coursera.org.png

Udemy[править]

В начале рост в 1.7 раз, затем падение на 20%, по итогу рост в 1.3 раза.

Было:

udemy.com.png

Стало:

udemy.com.png

Таблица результатов[править]

сервис визитов в феврале 2020, тыс визитов в апреле 2020, тыс визитов в феврале 2021, тыс апрель 2020 / февраль 2020 апрель 2021 / февраль 2020 февраль 2021/ февраль 2020
distant.msu.ru 75 90 90 1,2 1 1,2
online.hse.ru 38 114 95 3 0,83 2,5
online.edu.ru 30 50 - 1,6 - -
lectorium.tv 150 430 140 2,8 0,32 0,93
openedu.ru 1300 2620 1300 2,0 0,50 1
stepik.org 1800 3000 2400 1,6 0,8 1,3
geekbrains.ru 1550 3430 2600 2,2 0,75 1,7
skillbox.ru 2335 3570 4100 1,5 1,2 1,8
edx.org 12000 34890 17900 2,9 0,5 1,5
coursera.org 26000 74640 44700 2,9 0,60 1,7
udemy.com 73000 122560 97000 1,7 0,80 1,3


Сравнение с другими сервисами[править]

Выводы[править]

С февраля по апрель 2020 года рост курсов составил от 1.2 раза до 3 раз.

Если сравнивать апрель 2020 с февралем 2021, то у всех кроме skillbox.ru падение обычно на 30-70% от визитов в апреле 2020.

Если сравнивать февраль 2020 с февралем 2021, то за год только у Лекториума и online.edu.ru падение, у МГУ с НПОО нет изменений, у остальных рост от 1.2 раз до 2.5 раз.

Т.о. курсы стали использоваться немного чаще, но сильного прироста не произошло. Причём не произошло его как в России, так и в мире.

При этом стоит отметить, что подписные ЭБС ожидаемо оказались менее интересны курсов и это означает, что в вузах у учебника перспектив нет и надо переходить на курсы.