home

Посещаемость ЭБС после ввода карантина из-за COVID-19: год спустя

В 2020 уже смотрели на посещаемость весной с переходом ЭБС на удалёнку.

Теперь посмотрим что стало год спустя в сравнении с 2020 годом.

Методика[править]

Смотрим визиты по данным SimilarWeb. При этом ЭБС Юрайт не разделяет собственно электронную библиотеку и вебинары и информацию, поэтому данные по Юрайт включают не только просмотр ресурсов и не должны сравниваться с остальными ЭБС.

Выделим везде февраль. В 2020 году в феврале удалёнка еще не началась, а в 2021 году в феврале часть вузов полностью или частично перешли на работу в офлайне, но часть еще работала онлайн.

Недостатком методики является сильная зависимость точности от алгоритмов подсчёта визитов в SimilarWeb и собственно погрешность с которой SimilarWeb считает число визитов не известна.

Графики[править]

Вначале старый график, затем новый.

book.ru[править]

В феврале 2021 снижение с 85 тыс. до 80 тыс. визитов.

Было

book.ru.png

Стало

book.ru.2021.jpg

Консультант Студента[править]

У Консультанта студента снижение в феврале со 110 тыс. до 95 тыс.

Было

studentlibrary.ru.png

Стало

studentlibrary.ru.2021.jpg

Но также есть близкая ЭБС Консультант врача для медиков на другом сайте http://www.studmedlib.ru/ от того-же производителя. Но там падение еще сильнее с 200 до 160 тыс.

Было

rosmedlib.ru.png

Стало

rosmedlib.ru.2021.png

IPRBooks[править]

Снижение с 210 до 170 тыс.

Было

iprbookshop.ru.png

Стало

iprbookshop.ru.2021.png

Лань[править]

Полуторакратный рост с 200 до 300 тыс.

Было

e.lanbook.com.png

Стало

e.lanbook.com.2021.png

Znanium.com[править]

Падение с 340 до 290 тыс.

Было

znanium.com.png

Стало

znanium.com.2021.png

Университетская библиотека онлайн[править]

На самом деле у УБО есть несколько сайтов разной направленности, я привожу только тот, что про классическую ЭБС с учебной литературой для вузов.

Здесь падение с 400 до 380 тыс.

Было

biblioclub.ru.png

Стало

biblioclub.ru.2021.png

Юрайт[править]

У Юрайта параллельно работают два сайта, старый biblio-online.ru (в 2021 он уже не используется) и новый urait.ru. Но biblio-online.ru в 2021 уже не используется, а urait.ru агрегирует и другие направления работы, не только выдачу книг.

Впрочем даже если просуммировать два сайта в 2020 и сравнить с urait.ru в 2021, то все равно рост с 760 до 810 тыс.

Было на двух сайтах

biblio-online.ru.png

urait.ru.png

Стало

urait.ru.2021.png

Таблица посещаемости в феврале 2020 против февраля 2021[править]

ЭБС посещаемость в феврале 2020, тыс. визитов посещаемость в феврале 2021, тыс. визитов прирост
book.ru 85 80 0.94
studentlib.ru 110 95 0.86
rosmedlib.ru 200 170 0.85
iprbookshop.ru 210 170 0.81
e.lanbook.com 200 300 1.5
znanium.com 340 290 0.85
biblioclub.ru 400 380 0.95
biblio-online.ru + urait.ru 760 810 1.07
всего 2305 2295

Выводы[править]

SimilarWeb имеет погрешность в измерении посещаемости, т.к. определяет её только по части данных. Поэтому там где падение небольшое, его может вообще не быть.

1) Какой-то рост показали только Юрайт и Лань, значимый рост в полтора раза пришёлся на Лань, а остальные либо топчутся в посещаемости на месте, либо вообще её уменьшили на 15%.

2) Во время работы удалённо посещаемость всех ЭБС выросла по сравнению с доковидными временами, в том числе увеличение было и осенью 2020 года. Но этот рост был относительно небольшой: в 2-3 раза.

3) С выходом в офлайн в 2021 году наблюдается снижение посещаемости ЭБС. Это ожидаемо. Менее ожидаемо, что у многих посещаемость в феврале 2021 оказалась даже ниже посещаемости февраля 2020.

Здесь можно выдвинуть две гипотезы:

Гипотеза 1. Произошло перераспределение трафика в пользу Лани. На это указывает почти не изменившаяся сумма. Контртезисом такой гипотезы является падение и у медицинских библиотек, которые по идее монополизированы и перетока трафика с них быть не должно.

Гипотеза 2. У Лани рост за счёт реализации проекта СЭБ, в котором вузы в Лани размещают собственные учебники и основной рост тогда приходится на ресурсы, которые не изданы Ланью, а размещаются самими вузами для своих студентов. Тогда у большинства ЭБС просто падение спроса. Даже почти год на удалёнке не сделал ЭБС частью образовательного процесса и даже наоборот, трафик начал уходить в какие-то другие места. Т.о. удалёнка не только не стала драйвером роста ЭБС, но и наоборот, люди убедились в их неэффективности и с возвратом в офлайн начали ЭБС использовать ещё меньше.