Ранее уже рассматривалась посещаемость школьных сервисов весной 2020, осенью 2020 и теперь пришла пора посмотреть на весну 2021, когда школы уже пробыли год на удалёнке и успели с неё большей частью выйти.
Сравнив посещаемость сервисов в 2020 и в 2021 годах мы поймем, пошла ли удалёнка им в рост или всё вернулось как было.
Содержание
- 1 Методика
- 2 Статистика по сервисам
- 2.1 learningapps.org
- 2.2 uchebnik.mos.ru
- 2.3 resh.edu.ru
- 2.4 uchi.ru
- 2.5 media.prosv.ru
- 2.6 lecta.rosuchebnik.ru
- 2.7 mob-edu.ru
- 2.8 cifra.school
- 2.9 education.yandex.ru
- 2.10 school.yandex.ru
- 2.11 coreapp.ai
- 2.12 2035school.ru
- 2.13 edu.skysmart.ru
- 2.14 school-collection.edu.ru
- 2.15 interneturok.ru
- 2.16 foxford.ru
- 2.17 yaklass.ru
- 3 Таблица результатов
- 4 Обсуждение
- 5 Заключение
Методика[править]
Данные берутся из SimilarWeb.
При этом важно, что SimilarWeb показывает приближенные данные, точность которых не известна.
Вероятно, SimilarWeb занижает данные, возможно на несколько десятков процентов, при этом точность его в 2021 году снизилась по сравнению с 2020 годом.
Статистика по сервисам[править]
Приводится по три скриншота из SimilarWeb по апрель 2020, по сентябрь 2020, по апрель 2021
learningapps.org[править]
За год LearningApps смог сохранить часть набранных пользователей, при этом Россия, вышедшая весной 2020 в лидеры по странам-пользователям в 2021 не вошла и в топ-5 стран.
Возможно отчасти это связано с сильнейшей конкуренцией на образовательном рынке России.
uchebnik.mos.ru[править]
От миллиона до пандемии осталось 2 млн. после. Но при этом МЭШ довольно активно административно продавливается в школах и нацелена прежде всего для помощи учителю на уроках.
В любом случае популярность МЭШ выросла.
resh.edu.ru[править]
РЭШ сильно выросла в популярности в результате пандемии. Видимо теперь у РЭШ постоянная аудитория будет давать около 5 млн. визитов в месяц.
uchi.ru[править]
Uchi.ru лишь несущественно увеличил свою популярность по итогам пандемии. Можно предположить, что он исчерпал базу платящих пользователей.
media.prosv.ru[править]
Медиатека Просвещения запущена в пандемию и какое-то время была открыта. Но большого спроса электронные учебники на удаленке (когда на руках есть бумажные) не получили, а после пандемии посещаемость и до 100 тыс. не дотягивает.
Ценность для пользователей учебников в PDF т.о. сомнительная.
lecta.rosuchebnik.ru[править]
Lecta не смогла сохранить посещаемость своих ресурсов на прежнем уровне не выдержав конкуренции с более новыми сервисами, но тем не менее Lecta популярнее Медиатеки Просвещения.
mob-edu.ru[править]
МЭО стагнирует около 200 тыс. визитов в месяц
cifra.school[править]
Проект Минпросвета, агрегирующий материалы поставщиков учебников, вывалился из SimilarWeb за низкую посещаемость. Впрочем Просвещение бесплатный доступ к своим учебникам закрыло.
education.yandex.ru[править]
Яндекс.Учебник даже несколько растерял визиты в результате пандемии. Можно предположить, что из-за конкуренции с edu.skysmart.ru
school.yandex.ru[править]
Формально Яндекс.Школа выросла в разу, но с низких значений расти легко и если сравнивать с РЭШ, то до РЭШ Яндекс.Школе очень далеко и 130 тыс. посетителей не слишком много для роста.
coreapp.ai[править]
Конструктор Core из почти неизвестного продукта стал более узнаваемым, но всё же застагнировал в 21 году на 200 тыс.
2035school.ru[править]
"Открытая школа 2035" решила не открывать свои ресурсы для всех школьников, сосредоточившись на зарабатывании денег во время пандемии и как результат - вымывание из SimilarWeb.
edu.skysmart.ru[править]
Интерактивные рабочие тетради запускались во время пандемии и потенциально должны были существенно облегчить решение домашек учителям. За год смогли получить стабильные 2 млн. визитов в месяц и теперь стагнируют.
school-collection.edu.ru[править]
ЕКЦОР продолжает терять аудиторию т.к. не обновляется много лет.
interneturok.ru[править]
ИнтернетУрок до сих пор имеет неплохую посещаемость, но теряет её.
foxford.ru[править]
Foxford смог использовать пандемию для расширения аудитории.
yaklass.ru[править]
По ЯКлассу не сохранилось данных за весну 2020, поэтому выводов по нему не будет, но если считать по российской аудитории, то он на втором месте после uchi.ru и в 2021 стагнирует.
Таблица результатов[править]
Таблица упорядочена по числу визитов в апреле 2021 года.
сайт | апрель 2020, тыс. визитов | сентябрь 2020, тыс. визитов | апрель 2021, тыс. визитов | апрель 2021 / апрель 2020 | апрель 2021 / сентябрь 2020 | февраль 2021 / февраль 2020 (примерно) |
---|---|---|---|---|---|---|
uchi.ru | 109420 | 25000 | 27900 | 0.25 | 1.1 | 1.1 |
learningapps.org | 44260 | 10670 | 21440 | 0.48 | 2.0 | 2.5 |
yaclass.ru | - | 11660 | 11340 | - | 0.97 | - |
resh.edu.ru | 50980 | 5320 | 4620 | 0.09 | 0.86 | 3.6 |
foxford.ru | 15030 | 4720 | 4050 | 0.27 | 0.8 | 1.76 |
interneturok.ru | 12750 | 5650 | 3860 | 0.30 | 0.7 | 0.8 |
uchebnik.mos.ru | 12780 | 3020 | 2300 | 0.18 | 0.8 | 2 |
education.yandex.ru | 15490 | 1670 | 2200 | 0.14 | 1.3 | 0.8 |
edu.skysmart.ru | 3830 | 6710 | 2060 | 0.53 | 0.3 | - |
school-collection.edu.ru | 1930 | 981 | 499 | 0.26 | 0.5 | 0.7 |
coreapp.ai | 1450 | 330 | 214 | 0.15 | 0.7 | - |
mob-edu.ru | 1470 | 220 | 200 | 0.13 | 0.9 | 0.9 |
lecta.rosuchebnik.ru | 1280 | 558 | 194 | 0.15 | 0.4 | 0.6 |
school.yandex.ru | 1200 | 129 | 164 | 0.13 | 1.3 | - |
media.prosv.ru | 1040 | 264 | 85 | 0.08 | 0.3 | - |
2035school.ru | 921 | 50 | - | - | - | - |
cifra.school | 751 | 75 | - | - | - | - |
Обсуждение[править]
Сервисы хорошо взлетели весной 2020 году, но не менее круто упали к весне 2021.
2035school.ru и cifra.school выпали из SimilarWeb из-за низкой посещаемости.
Самое интересное, что многие сервисы не смогли удержать посещаемость даже на уровне, предшествующем удаленке и в феврале 2021 у них было меньше визитов февраля 2020 (в феврале 2020 удалёнки еще не было, а в феврале 2021 она в большинстве школ закончилась или школы частично выходили в офлайн).
Упала посещаемость:
- media.prosv.ru
- lecta.rosuchebnik.ru
- mob-edu.ru
- cifra.school
- education.yandex.ru
- school-collection.edu.ru
- interneturok.ru
Выросла посещаемость:
- learningapps.org
- uchebnik.mos.ru
- resh.edu.ru
- uchi.ru
- foxford.ru
По остальным сервисам сравнить динамику затруднительно т.к. нет данных.
Интересно, что в вузовских ЭБС также наблюдается похожий эффект: только две ЭБС показали рост, у остальных стагнация или падение.
Итак, очевидно многие школьные сервисы просели в популярности.
Из тех кто вырос надо иметь в виду, что foxford.ru не совсем школьный сервис, learningapps.org используется преимущественно не в России (на апрель 2021 Россия не входит в топ-5 самых использующих learningapps.org стран), а uchi.ru вырос незначительно.
Т.о. значительный рост только у РЭШ (в 3.6 раз) и у МЭШ (2 раза). Что характерно, одно про курсы без учителя, второе про конструкторы и домашние задания и оба сервиса государственные.
Тем не менее, к выросшим системам надо добавить и те, которые появились после февраля 2020 или имевшие в 2020 слишком мало трафика, это: edu.skysmart.ru, coreapp.ai, school.yandex.ru.
Можно выдвинуть две тенденции:
- если сервис не развивать, он теряет популярность;
- классические издатели учебников (lecta.rosuchebnik.ru, media.prosv.ru) неконкурентоспособны.
В остальном явных тенденций (например растут задачники/курсы/государственное/негосударственное) не просматривается, но можно выдвинуть несколько гипотез, которые были опровергнуты и тем самым показать отсутствие очевидных тенденций.
Опровергнутые гипотезы[править]
- "образование больше никогда не будет прежним" - оно в основном осталось прежним;
- "административный ресурс решает" - elducation.ru и cifra.school ничего примечательного не показали, способность Минпросвета вертикалью продавливать регионы оказалась незначительной;
- "государственное хуже частного" - resh.edu.ru показало себя вполне неплохо, МЭШ также показал себя нормально, хотя в нем было больше административного принуждения;
- "нужны курсы" - 2035school.ru - мультимедийны высококачественные курсы сдулись, interneturok.ru, mob-edu.ru падают, resh.edu.ru показал себя неплохо, но неплохо показали себя сайты заданий, а вот school.yandex.ru показал не фантастический рост;
- "нужны задания" - education.yandex.ru, school-collection.edu.ru упали, coreapp.ai, edu.skysmart.ru хотя выросли, их рост не был фантастически большим;
- "нужны проверенные учебники" - lecta.rosuchebnik.ru упала, media.prosv.ru имел ограниченный спрос;
- "учителям нужно раз попробовать сервисы и они убедятся в их полезности" - попробовали, но конструкторы, сервисы заданий или интерактивные рабочие тетради мир не захватили. Видать руками проверять тоже нормально.
Заключение[править]
Это провал! Учителя так толком не научились использовать ИТ для сопровождения очного обучения, автоматизации проверок домашек, снижения на себя нагрузки. Интерес к обучению методикам работы в цифре был очень слабый. Рост, вызванный массовым переходом на удаленку, помог в развитии очень небольшому числу сервисов, при этом не сделав их очень популярными, а скорее помог им набрать начальную раскрутку.
Попытки быстро что-то запустить федеральным Минпросветом оказались не слишком успешными. Если бы не хороший спрос на РЭШ, можно было бы говорить о полном провале Минпросвета.
Регионы не смогли эффективно выстроить даже за год обучение учителей методикам работы в цифре не смотря на наличие уже подготовленных энтузиастов во многих регионах. Учителями обучение оказалось просто не востребованным.
Инфраструктура в регионах толчка к развитию особого не получила с точки зрения работы с контентом и автоматизации проверок домашек.
Всё это вместе и привело к довольно слабым результатам использования существующих сервисов школьниками и школами. Да, какие-то получше, но об широком вовлечении школьников в обучение с использованием ИТ речи явно не идёт.