home

Посещаемость школьных онлайн-сервисов спустя год удалёнки

Ранее уже рассматривалась посещаемость школьных сервисов весной 2020, осенью 2020 и теперь пришла пора посмотреть на весну 2021, когда школы уже пробыли год на удалёнке и успели с неё большей частью выйти.

Сравнив посещаемость сервисов в 2020 и в 2021 годах мы поймем, пошла ли удалёнка им в рост или всё вернулось как было.

Методика[править]

Данные берутся из SimilarWeb.

При этом важно, что SimilarWeb показывает приближенные данные, точность которых не известна.

Вероятно, SimilarWeb занижает данные, возможно на несколько десятков процентов, при этом точность его в 2021 году снизилась по сравнению с 2020 годом.

Статистика по сервисам[править]

Приводится по три скриншота из SimilarWeb по апрель 2020, по сентябрь 2020, по апрель 2021

learningapps.org[править]

За год LearningApps смог сохранить часть набранных пользователей, при этом Россия, вышедшая весной 2020 в лидеры по странам-пользователям в 2021 не вошла и в топ-5 стран.

Возможно отчасти это связано с сильнейшей конкуренцией на образовательном рынке России.

learing-apps-org.png

learningapps.org.png

learningapps.org.png

uchebnik.mos.ru[править]

От миллиона до пандемии осталось 2 млн. после. Но при этом МЭШ довольно активно административно продавливается в школах и нацелена прежде всего для помощи учителю на уроках.

В любом случае популярность МЭШ выросла.

uchebnik-mos-ru.png

uchebnik.mos.ru.png

uchebnik.mos.ru.png

resh.edu.ru[править]

РЭШ сильно выросла в популярности в результате пандемии. Видимо теперь у РЭШ постоянная аудитория будет давать около 5 млн. визитов в месяц.

resh-edu-ru.png

resh.edu.ru.png

resh.edu.ru.png

uchi.ru[править]

Uchi.ru лишь несущественно увеличил свою популярность по итогам пандемии. Можно предположить, что он исчерпал базу платящих пользователей.

uchi-ru.png

uchi.ru.png

uchi.ru.png

media.prosv.ru[править]

Медиатека Просвещения запущена в пандемию и какое-то время была открыта. Но большого спроса электронные учебники на удаленке (когда на руках есть бумажные) не получили, а после пандемии посещаемость и до 100 тыс. не дотягивает.

Ценность для пользователей учебников в PDF т.о. сомнительная.

media-prosv-ru.png

media.prosv.ru.png

media.prosv.ru.png

lecta.rosuchebnik.ru[править]

Lecta не смогла сохранить посещаемость своих ресурсов на прежнем уровне не выдержав конкуренции с более новыми сервисами, но тем не менее Lecta популярнее Медиатеки Просвещения.

lecta.png

lecta.rosuchebnik.ru.png

lecta.rosuchebnik.ru.png

mob-edu.ru[править]

МЭО стагнирует около 200 тыс. визитов в месяц

mob-edu.ru.png

mob-edu.ru.png

mob-edu.ru.png

cifra.school[править]

Проект Минпросвета, агрегирующий материалы поставщиков учебников, вывалился из SimilarWeb за низкую посещаемость. Впрочем Просвещение бесплатный доступ к своим учебникам закрыло.

cifra-school.png

cifra.school.png

cifra.school.png

education.yandex.ru[править]

Яндекс.Учебник даже несколько растерял визиты в результате пандемии. Можно предположить, что из-за конкуренции с edu.skysmart.ru

education.yandex.ru.png

education.yandex.ru.png

education.yandex.ru.png

school.yandex.ru[править]

Формально Яндекс.Школа выросла в разу, но с низких значений расти легко и если сравнивать с РЭШ, то до РЭШ Яндекс.Школе очень далеко и 130 тыс. посетителей не слишком много для роста.

yandex.school.png

school.yandex.ru.png

school.yandex.ru.png

coreapp.ai[править]

Конструктор Core из почти неизвестного продукта стал более узнаваемым, но всё же застагнировал в 21 году на 200 тыс.

coreapp.ai.png

coreapp.ai.png

coreapp.ai.png

2035school.ru[править]

"Открытая школа 2035" решила не открывать свои ресурсы для всех школьников, сосредоточившись на зарабатывании денег во время пандемии и как результат - вымывание из SimilarWeb.

2035school.ru.png

2035school.ru.png

2035school.ru.png

edu.skysmart.ru[править]

Интерактивные рабочие тетради запускались во время пандемии и потенциально должны были существенно облегчить решение домашек учителям. За год смогли получить стабильные 2 млн. визитов в месяц и теперь стагнируют.

edu.skysmart.ru.png

edu.skysmart.ru.png

edu.skysmart.ru.png

school-collection.edu.ru[править]

ЕКЦОР продолжает терять аудиторию т.к. не обновляется много лет.

school-collection.edu.ru.png

school-collection.edu.ru.png

school-collection.edu.ru.png

interneturok.ru[править]

ИнтернетУрок до сих пор имеет неплохую посещаемость, но теряет её.

interneturok.ru.png

interneturok.ru.png

interneturok.ru.png

foxford.ru[править]

Foxford смог использовать пандемию для расширения аудитории.

foxford.ru.png

foxford.ru.png

foxford.ru.png

yaklass.ru[править]

По ЯКлассу не сохранилось данных за весну 2020, поэтому выводов по нему не будет, но если считать по российской аудитории, то он на втором месте после uchi.ru и в 2021 стагнирует.

yaclass.ru.png

yaklass.ru.png

Таблица результатов[править]

Таблица упорядочена по числу визитов в апреле 2021 года.

сайт апрель 2020, тыс. визитов сентябрь 2020, тыс. визитов апрель 2021, тыс. визитов апрель 2021 / апрель 2020 апрель 2021 / сентябрь 2020 февраль 2021 / февраль 2020 (примерно)
uchi.ru 109420 25000 27900 0.25 1.1 1.1
learningapps.org 44260 10670 21440 0.48 2.0 2.5
yaclass.ru - 11660 11340 - 0.97 -
resh.edu.ru 50980 5320 4620 0.09 0.86 3.6
foxford.ru 15030 4720 4050 0.27 0.8 1.76
interneturok.ru 12750 5650 3860 0.30 0.7 0.8
uchebnik.mos.ru 12780 3020 2300 0.18 0.8 2
education.yandex.ru 15490 1670 2200 0.14 1.3 0.8
edu.skysmart.ru 3830 6710 2060 0.53 0.3 -
school-collection.edu.ru 1930 981 499 0.26 0.5 0.7
coreapp.ai 1450 330 214 0.15 0.7 -
mob-edu.ru 1470 220 200 0.13 0.9 0.9
lecta.rosuchebnik.ru 1280 558 194 0.15 0.4 0.6
school.yandex.ru 1200 129 164 0.13 1.3 -
media.prosv.ru 1040 264 85 0.08 0.3 -
2035school.ru 921 50 - - - -
cifra.school 751 75 - - - -

Обсуждение[править]

Сервисы хорошо взлетели весной 2020 году, но не менее круто упали к весне 2021.

2035school.ru и cifra.school выпали из SimilarWeb из-за низкой посещаемости.

Самое интересное, что многие сервисы не смогли удержать посещаемость даже на уровне, предшествующем удаленке и в феврале 2021 у них было меньше визитов февраля 2020 (в феврале 2020 удалёнки еще не было, а в феврале 2021 она в большинстве школ закончилась или школы частично выходили в офлайн).

Упала посещаемость:

  • media.prosv.ru
  • lecta.rosuchebnik.ru
  • mob-edu.ru
  • cifra.school
  • education.yandex.ru
  • school-collection.edu.ru
  • interneturok.ru

Выросла посещаемость:

  • learningapps.org
  • uchebnik.mos.ru
  • resh.edu.ru
  • uchi.ru
  • foxford.ru

По остальным сервисам сравнить динамику затруднительно т.к. нет данных.

Интересно, что в вузовских ЭБС также наблюдается похожий эффект: только две ЭБС показали рост, у остальных стагнация или падение.

Итак, очевидно многие школьные сервисы просели в популярности.

Из тех кто вырос надо иметь в виду, что foxford.ru не совсем школьный сервис, learningapps.org используется преимущественно не в России (на апрель 2021 Россия не входит в топ-5 самых использующих learningapps.org стран), а uchi.ru вырос незначительно.

Т.о. значительный рост только у РЭШ (в 3.6 раз) и у МЭШ (2 раза). Что характерно, одно про курсы без учителя, второе про конструкторы и домашние задания и оба сервиса государственные.

Тем не менее, к выросшим системам надо добавить и те, которые появились после февраля 2020 или имевшие в 2020 слишком мало трафика, это: edu.skysmart.ru, coreapp.ai, school.yandex.ru.

Можно выдвинуть две тенденции:

  • если сервис не развивать, он теряет популярность;
  • классические издатели учебников (lecta.rosuchebnik.ru, media.prosv.ru) неконкурентоспособны.

В остальном явных тенденций (например растут задачники/курсы/государственное/негосударственное) не просматривается, но можно выдвинуть несколько гипотез, которые были опровергнуты и тем самым показать отсутствие очевидных тенденций.

Опровергнутые гипотезы[править]

  • "образование больше никогда не будет прежним" - оно в основном осталось прежним;
  • "административный ресурс решает" - elducation.ru и cifra.school ничего примечательного не показали, способность Минпросвета вертикалью продавливать регионы оказалась незначительной;
  • "государственное хуже частного" - resh.edu.ru показало себя вполне неплохо, МЭШ также показал себя нормально, хотя в нем было больше административного принуждения;
  • "нужны курсы" - 2035school.ru - мультимедийны высококачественные курсы сдулись, interneturok.ru, mob-edu.ru падают, resh.edu.ru показал себя неплохо, но неплохо показали себя сайты заданий, а вот school.yandex.ru показал не фантастический рост;
  • "нужны задания" - education.yandex.ru, school-collection.edu.ru упали, coreapp.ai, edu.skysmart.ru хотя выросли, их рост не был фантастически большим;
  • "нужны проверенные учебники" - lecta.rosuchebnik.ru упала, media.prosv.ru имел ограниченный спрос;
  • "учителям нужно раз попробовать сервисы и они убедятся в их полезности" - попробовали, но конструкторы, сервисы заданий или интерактивные рабочие тетради мир не захватили. Видать руками проверять тоже нормально.

Заключение[править]

Это провал! Учителя так толком не научились использовать ИТ для сопровождения очного обучения, автоматизации проверок домашек, снижения на себя нагрузки. Интерес к обучению методикам работы в цифре был очень слабый. Рост, вызванный массовым переходом на удаленку, помог в развитии очень небольшому числу сервисов, при этом не сделав их очень популярными, а скорее помог им набрать начальную раскрутку.

Попытки быстро что-то запустить федеральным Минпросветом оказались не слишком успешными. Если бы не хороший спрос на РЭШ, можно было бы говорить о полном провале Минпросвета.

Регионы не смогли эффективно выстроить даже за год обучение учителей методикам работы в цифре не смотря на наличие уже подготовленных энтузиастов во многих регионах. Учителями обучение оказалось просто не востребованным.

Инфраструктура в регионах толчка к развитию особого не получила с точки зрения работы с контентом и автоматизации проверок домашек.

Всё это вместе и привело к довольно слабым результатам использования существующих сервисов школьниками и школами. Да, какие-то получше, но об широком вовлечении школьников в обучение с использованием ИТ речи явно не идёт.