23.03.2023 в течении часа общался с директор департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвета Андреем Горобец в кулуарах ММСО и удалось получить пояснения регулятора по важным изменения в законодательстве.
Здесь попробую пересказать неофициальную позицию регулятора по тем вопросам, что я задавал, так как возникает множество вопросов в интерпретации того, что же теперь запрещено.
Оговорюсь, что это неофициальные разъяснения и я специально спрашивал можно ли их получить письмом, ответ был, что ответить больше чем написано в законе не смогут.
Содержание
Запрещено ли учителям делать ЭОР[править]
С 1 янв. 2023 года использовать можно только ЭОР из одобренного федерального перечня. Ключевой вопрос: запрещено ли теперь учителям создавать и использовать собственные презентации, тесты, равно как использовать и что-то чужое. Подробнее о проблеме можно посмотреть здесь: https://elibsystem.ru/node/591.
Этот вопрос подталкивает нас к определению ЭОР и ответ был таков, что часто сложно сказать, что является ЭОР, а что нет, но учителям следует руководствоваться следующими соображениями.
Учителю можно создавать тесты, презентации и другие типы образовательных ресурсов и самому использовать их на уроках, но нельзя их распространять среди других учителей. Мотивация: то, что распространяется среди учителей, должно быть качественным и для этого есть экспертиза ЭОР и федеральный перечень одобренных ЭОР.
Федеральный перечень ЭОР[править]
Я спросил как быть с единиизацией образования и что в федеральный перечень одобренных ЭОР пустят кого надо пустить, а кого не надо, не пустят.
Ответ был таков, что сейчас нет административных барьеров для попадания в федеральный перечень одобренных ЭОР и те, кто подались и не попали - просто сделали некачественные ЭОР.
Запрет на обработку персональных данных не в ГИС в школах[править]
Формулировка закона об запрете обработки персональных данных (ПДн) не в ГИС позволяет двоякое толкование и я спросил, действительно ли школам запрещено обрабатывать ПДн вне ГИС.
Ответ был, что да, однозначно запрещено обрабатывать персональные данные школьников не в ГИС.
Как быть коммерческим и школьным сервисам с точки зрения обработки ПДн[править]
Логичный вопрос, Учи.ру и большое количество других сервисов теперь что, запрещены?
Ответ был, что нет, не запрещены, но есть запрет на обработку ПДн школьников. Выход предлагается в том, чтобы хранить в системах такие данные, по которым школьников нельзя идентифицировать, сделать это можно разными путями.
Одна из возможностей - использование ЕСИА и вместо получения ПДн получать из ЕСИА только идентификатор школьника.
Для сервисов, берущих плату, естественно ПДн надо будет собирать и здесь предложено собирать ПДн только родителей, а не школьников.
Ну и рекомендуется не мотивировать школьников оставлять настоящии ФИО+город+школу+класс в сервисах для обучения.
Выводы[править]
Ну общие выводы c ЭОР, что все оказалось не так мрачно, как рисовалось вначале. Учителя могут создавать свои ЭОР, использовать ту же Удобу, но при этом нельзя, чтобы учащихся можно было идентифицировать (в той же Удобе для этого есть коды, по которым можно учителю отправить результат решения задания не создавая на Удобе аккаунт учащегося).
Я попробую сказанное обобщить следующим образом: у учителя есть академическая свобода, а требования использовать ЭОР из федперечня одобренных вроде ее попирают и чему отдавать приоритет в законе не сказано. И для Минпросвета конфликт этот неофициально разрешается в пользу учителя и его академических свобод, но только пока он действует в своих классах, образовательная система же подчиняется ограничивающим правилам, в том числе в части использования ЭОР и если учитель захочет выйти за пределы своего класса (например раздать созданный ЭОР другим учителям), он сразу попадает под ограничения.
Что касается запрета на хранение ПДн не в ГИС, то школьным сервисам придется это учитывать и разрабатывать специальные меры.