Содержание
Обращение[править]
Обращение по использованию учителями собственных ресурсов.
Федеральным законом от 30.12.2021 № 472-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" внесены изменения в ст. 18 ФЗ 273, в результате которых для школ появился (будет сформирован) федеральный перечень электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Согласно ГОСТ Р 52653-2006: ЭОР - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.
Таким образом установлены три признака по которым цифровой ресурс относится к ЭОР:
1) есть структура; 2) есть предметное содержание; 3) есть метаданные о структуре и предметном содержании.
В настоящее время учителя практикуют создание собственных образовательных ресурсов, включая презентации, уникальные тесты (не имеющие ответов в ГДЗ) и т.п., а в некоторых регионах создание образовательных ресурсов учителями стимулируется на региональном уровне (например в Московской электронной школе). Учителя также создают ресурсы для использования в учебном процессе в ряде сервисов-конструкторов ЭОР, таких как LearningApps, CORE, УДОБА, МЭШ. Некоторые регионы и школы внедрили системы управления обучением (такие как LMS Moodle) и в этих системах учителя также создают образовательные ресурсы, обладающие признаками ЭОР.
В связи с дополнением части 4 и добавлением частей 8.1-8.3 в ст. 18 ФЗ 273 возникли вопросы:
Вопрос 1:
Имеют ли право учителя создавать и использовать на уроках, для выполнения домашних заданий, контрольных работ, обучения в классе и в иной учебной деятельности собственные образовательные ресурсы в виде презентаций, тестов, интерактивных заданий и иные подобные образовательные ресурсы без включения их в федеральный перечень ЭОР?
Вопрос 2:
Если учитель удалит из ЭОР метаданные, согласно определению ГОСТ Р 52653-2006 ресурс перестанет быть ЭОР. Вправе ли в таком случае учитель использовать лишенный метаданных образовательный ресурс для обучения, если он не включен в федеральный перечень ЭОР?
Вопрос 3:
Вправе ли школы и регионы развивать и использовать в учебном процессе собственные системы обучения со встроенными конструкторами ресурсов, такие как Библиотека МЭШ и LMS Moodle, при условии, что созданные ресурсы в таких системах не планируется подавать на экспертизу и включать в федеральный перечень ЭОР?
Вопрос 4:
Является ли ресурс с содержимым в виде исключительно теста или задания и не содержащий теоретическую часть электронным образовательным ресурсом? То есть является ли тест или задание предметным содержанием?
Вопрос 5:
Если учителям запрещено создавать собственные ЭОР, включая ресурсы с заданиями в цифровом виде и предлагается использовать исключительно ресурсы из федерального перечня ЭОР, каким образом Минпросвещения рекомендует бороться с сервисами готовых домашних заданий для недопущения профанации выполнения домашних работ?
Полученные ответы обязуюсь довести до всеобщего сведения публикацией в интернете и профильных группах в соцсетях.
Обращение зарегистрировано № ПГ-МП-7410 от 09-03-2022
05.04.2022 пришел ответ. Пересказываю коротка:
На вопрос 3 ответ простой: учитель имеет право на творческую инициативу, применение авторских программ, методов, выбор учебника, пособий, материалов и иных средств обучения. Школа сама может выбирать варианты ДОТ, сервисы, платформы, ну а региональная власть должна контролировать.
На вопросы 1, 2, 4, 5 ответ еще проще: пока нормативный акт по этим вопросам не готов, когда будет готов, тогда его и опубликуют.
Полностью официальный ответ смотрите здесь.
Ответ на обращение[править]
В соответствии с п. 3 статьи 27 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) педагогические работники имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения, в том числе выбора учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
В соответствии со статьей 28 Закона об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, а также в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам, а также использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, в том числе электронного обучения.
Руководствуясь данным положением Закона об образовании, образовательная организация вправе самостоятельно решать, какой вариант дистанционных технологий, в том числе онлайн-ресурсы, сервисы и платформы использовать для организации обучения.
Создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность в соответствии с п. 12.1 статьи 8 Закона об образовании отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
По вопросам №1, 2, 4, 5.
Электронный образовательный ресурс будут включаться в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов (далее – федеральный перечень ЭОР) путем издания приказа Министерства просвещения Российской Федерации по результатам экспертизы ЭОР, содержащих электронные учебно-методические материалы (далее – Экспертиза). Экспертиза будет проводиться Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии порядком формирования федерального перечня ЭОР, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (включая состав сведений, содержащихся в указанном федеральном перечне, требования к электронным образовательным ресурсам, порядок принятия решений и условия включения электронных образовательных ресурсов в указанный федеральный перечень и исключения электронных образовательных ресурсов из указанного федерального перечня, в том числе критерии ее проведения и правила их оценивания, требования, предъявляемые к экспертам при проведении данной экспертизы), который в настоящее время находится на стадии разработки.
На основании пункта 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 № 1009 (ред. от 18.03.2021), нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Вместе с тем Департамент сообщает, что Министерство юстиции Российской Федерации в течение 5 дней после государственной регистрации нормативных правовых актов, подлежащих официальному опубликованию, направляет их электронные копии (электронные образы) в федеральное государственное бюджетное учреждение «Редакция «Российской газеты» и в Федеральную службу охраны Российской Федерации.
Департамент сообщает, что после государственной регистрации в Минюсте России нормативные правовые акты дополнительно размещаются в соответствующем разделе на официальном сайте ведомства.
Ивановская область не использует неодобренные сервисы[править]
В ряд регионов я написал письма с просьбой включить сервис УДОБА в список сервисов для образования.
Пришел ответ, что нельзя, так как теперь учиться можно только по одобренным ресурсам из одобренных сервисов.
Порядок формирования ЭОР[править]
Обновление: порядок формирование ЭОР подготовлен и мои соображения по нему здесь: https://elibsystem.ru/node/611.