Закончилось общественное обсуждение приказа "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования". Сам принятый порядок формирования перечня одобренных ЭОР здесь.
Беспросветная башня смогла меня немного удивить и выдала порядок формирования перечня допущенных ЭОР даже хуже, чем я ожидал. Расскажу почему.
В марте я написал обращение в Минпросвет с запросом на разъяснение новых правок ФЗ Об образовании, по которым теперь учить можно только по ЭОР из федперечня в одобренных Минпросветом сервисах и задал ряд вопросов, таких как запрещено ли теперь школам использовать LMS типа Moodle или Библиотеки МЭШ, разрешено ли учителям самим создавать контент и использовать его на уроках (учительские тесты, презентации и т.д.), является ли тест без теории ЭОР и если учителям нельзя создавать свои ресурсы, как Минпросвет предлагает бороться с ГДЗ. Ответили, что потом выпустят приказ и в нем на вопросы ответят. Вот выпустили.
Пройдемся по ключевым проблемам:
Содержание
Проблемы ЭОР[править]
Подмена понятия: ЭОР теперь не ЭОР, а курс[править]
На практике ЭОР не воспринимается как курс. ЭОР может быть размером с курсом и быть курсом, но чаще они являются небольшими ресурсами на одну тему или даже на часть темы (например только теория или тестирование). Небольшие ЭОР проще обновлять и на занятиях можно составлять урок из разных ЭОР, какие больше подходят к случаю. Также исходя из представления, что ЭОР могут быть небольшие, разные по сложности, лежит представление, что учеников можно проводить по разным траекториям над библиотекой (банком) ЭОР. То есть один ЭОР должен быть размером не в курс, а в виде небольших тем или даже отдельных заданий к темам, а учитель или информационная система выстраивают из множества ЭОРов курс.
Предыдущие библиотеки ФЦИОР, ЕКЦОР, Медиатеке ЭОР Москвы формировались исходя именно из такого видения ЭОР: это большие библиотеки ресурсов по 10-40 тыс. ЭОР. Библиотека МЭШ также содержит десятки тысяч ЭОР и сотни тысяч "атомиков" (ресурсов, встраивающихся в ЭОР в виде фрагментов, но имеющих собственные метаданные). В сервисе УДОБА учителями в день создается больше 100 образовательных ресурсов. Представление ЭОР в виде небольших ресурсов под урок является доминирующим.
В текущих требованиях есть много слов про мультимедийность, полноту изложения, формирование метапредметных навыков и т.д., очевидно, одиночный ЭОР в виде теста через эти требования не пройдет. А что пройдет? А пройдет курс (этакий аналог электронной формы учебника, только интерактивный и с тестами).
Забавно, что в ответ на мой вопрос Минпросвет написал, дескать Библиотека МЭШ и Moodle не запрещены, учитель вправе выбирать любой сервис. Только вот теперь становится ясно, что учительский контент из Библиотеки МЭШ придется удалить, если хочется её завести в список одобренных сервисов, ибо не может одобренный сервис быть рассадником запрещенных (не одобренных) ресурсов.
Плохая изменяемость[править]
Подавать на экспертизу ЭОР можно с 21 марта по 29 апреля. Раз в год.
Кто не пройдет, будет ждать следующего года. Но это касается и внесения изменений. На год ресурс будет заморожен и если хочется его изменить (обновить), придется ждать следующего окна приема новых ресурсов.
Риски непрохождения новой экспертизы будут отбивать всякое желание менять ЭОР пока не выйдет 5-летний срок экспертизы, а значит они будут со временем устаревать и подвержены отравляющему влиянию ГДЗ.
Неустойчивость к ГДЗ[править]
ЭОР должны выгружаться на устройство ученика, чтобы работать офлайн. Это понятное требование. Но оно приводит к тому, что ответы на вопросы ЭОР будут непосредственно в самом ЭОР и любой более-менее подкованный специалист сможет получить доступ к исходникам ЭОР на HTML/JS и сформировать решения для ГДЗ.
Вкупе с возможностью изменения раз в год, проверка знаний с помощью ЭОР выливается в профанацию и если учитель не хочет профанации и хочет проверять знания в соответствии с законом, то тестировать он будет с помощью бумаги и проверять решения руками.
Противосмартфонные ограничения[править]
Есть требование:
корректное отображение и функционирование на персональном компьютере, включая его мобильные версии, при этом минимальная диагональ экрана должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см
Объясняю, что оно значит: ЭОР не должен работать на смартфонах. ЭОР должен быть создан так, чтобы при запуске на малом экране вообще не показывать контент или показывать предупреждение, что на этом устройстве ЭОР работать не будет. Если ЭОР таки будет отображать учебный контент на смартфонах, через это требование он не пройдет.
Отсутствие стандартизации на передачу учебных результатов[править]
Есть традиционное требование по работе в офлайн-режиме. Здесь проблема в том, как ЭОР будет передавать данные о решении тестов в учебную среду. Обычно это решается стандартами (SCORM, LTI, xAPI), но в данном случае ничего про использование каких-либо стандартов нет. Это может повлечь за собой неспособность ЭОР автоматически передавать данные о результатах решения тестов в дневники, а значит ЭОРы не слишком будут влиять на то, каким образом производится контроль знаний и проверка текущих домашних заданий.
Несоответствие требованиям текущих ресурсов[править]
ФЦИОР, ЕКЦОР, Медиатека Москвы содержат (содержали) ЭОР в виде небольших ресурсов, они не пройдут в новый федперечень и фактически эти ресурсы надо закрыть. Более того, подавать ЭОР в перечень смогут только владельцы исключительных авторских прав, т.е. Москва и Минпросвет, если не являются такими владельцами, не смогут подать ресурсы ранее созданных библиотек в федперечень ЭОР.
РЭШ не удовлетворяет требованиям к ЭОР так как не позволяет скачивать свои ресурсы, РЭШ теперь тоже запрещена.
Учи.ру, ЯКласс и др. лидеры тоже не понятно, удовлетворяют требованиям или нет, возможно они не пройдут экспертизу.
Что удовлетворяет после некоторых доработок? Ну, например, интерактивные учебники Lecta, которые для классических учебников были когда-то шагом вперед, но сегодня они выглядят архаичными и не удовлетворяющими потребностям работы учителей как в классе, так и при дистанционном обучении и при решении домашних задач.
Выводы[править]
ЭОРы, какими мы их все знали, в том числе ФЦИОР, ЕКЦОР, Медиатека Москвы, ресурсы учителей в Библиотеке МЭШ, LearningApps, Kahoot, УДОБА и т.п. запрещены и у них нет шансов пройти через экспертизу.
Есть ли шансы пройти через экспертизу у Учи.ру, ЯКласс, SkyEng, ИнтернетУрок и т.д. - скоро узнаем (ну я-то уверен, что не пройдут, если не продадутся сами знаете кому).
Мы переходим в новый этап работы школы. Этап, где будет единый печатный учебник и единый к нему ЭОР в форме мультимедийного курса, не слишком отличающийся от учебников Lecta. Вот и все, что можно будет использовать в школе.
Фактически мы являемся свидетелями деградации подходов к использованию ЭОР в учебном процессе и идем не вперёд, а назад.