Learning Management System - система управление обучением. Прежде чем выбирать, разберемся что это такое.
Положим вы преподаватель и вам надо вести урок. Не важно дистанционный он, заочный или очный в офлайне, важно что вам надо группе студентов давать какую-то теорию или ссылки на её изучение, оставить презентации, провести тесты и сформировать ведомость с оценками. Возможно получить обратную связь. Организация учебного процесса - задача LMS.
LMS не надо путать с учебными курсами. LMS может иметь учебный курс с полной теорией и тестами, а может не иметь и просто сопровождать обучение.
Десять лет назад выбор из бесплатных LMS был сильно шире, чем сейчас. Но часть сошла с дистанции, другие (например elFront) переключились на корпоративный рынок и стали платными. ILIAS медленно развивается. Ну а Sakai после значительного обновления перестала поддерживать русскую локализацию. Смотреть имеет смысл на Canvas, Open edX и вездесущий Moodle.
Содержание
Open edX[править]
Эта LMS сделана для создания массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Написана по большей части на Python с React-фронтендом. В отличие от многих других LMS для создания курсов имеется отдельный интерфейс (Studio).
Open edX используется конечно на edx.org , а в России в Национальной платформе открытого образования, ТПУ, УрФУ.
Кластеризуется (сам кластер не разворачивал). Предполагается, что раз МООК, сможет одновременно выдерживать большое количество студентов онлайн.
Устанавливать можно разным путем. Не смотря на сложность современного стека, в Open edX расширения часто можно устанавливать через pip. Саму LMS для знакомства удобно развернуть через docker буквально за 2-3 часа с помощью неофициального Tutor. Но Tutor забанил сайт документации для России, хотя образы качаются.
Конструктор курса довольно простой.
Добавляешь разделы, подразделы, а в подразделах блоки ресурсов. В этих блоках сам контент и находится, который добавляется из такой панели.
Соответственно, можно добавить HTML в качестве теории, тесты, видео и обратную связь.
МООК рассчитаны на прохождение курса большим количеством студентов и малым количеством преподавателей и ассистентов. В МООК такого, что на 12 студентов 1 преподаватель - наверняка не будет. Но для эффективного обучения нужны не просто задания, нужна обратная связь.
В Open edX для этого есть компоненты "открытый ответ", которые могут проходить с оцениванием (обратной связью) другими студентами, так и преподавателем или вовсе без оценивания.
Также есть возможность добавлять задания такие:
И такие:
Ну из возможностей в общем и все, вы все видели.
Есть расширения, но их не очень много.
Но есть хорошее расширение в Open edX, с помощью которого можно встраивать в контент SCORM. Значит можно создавать ресурсы в профессиональных конструкторах, экспортировать из них в SCORM и встраивать в Open edX.
Как добавлять SCORM в Open edX на примере H5P можно прочитать даже на русском.
Ну а H5P - это конструктор 50 различных типов заданий, от AR, до нелинейных сценариев, интерактивного видео, интерактивных книг и интерактивных презентаций со встроенным видео и вопросами.
Проблема Open edX проистекает из его сферы применения: это LMS для МООК. А МООК от обычных курсов отличается тем, что в МООК студентов очень много и их обучение обычно не сопровождается обратной связью от преподавателя или его помощников. Такого, что на 12 студентов 1 преподаватель в МООК нет. Для студентов обучение на МООК часто представляет собой пассивное изучение теории и выполнение заданий, которые не проверяются людьми просто в силу того, что обучающихся много и экономика строится как раз на доступности массового обучения, а не на его качественном сопровождении преподавателями и ассистентами.
Типичный МООК: видео, текст, задания, в которых тебе не помогают продвинуться вперед.
Поэтому функционал с точки зрения возможностей Open edX как LMS несколько скуден и заточен на задачи МООК, а не сопровождении обучения в вузе или школе.
Еще недостатком Open edX является и ориентация на достаточно подготовленных людей, которые будут создавать курсы. Например так включается поддержка SCORM в курсе:
В силу современного стека, для обслуживания потребуется достаточно компетентный IT-специалист.
Вывод такой, что если вам нужна LMS не для МООК, я бы Open edX выбирать не стал.
Canvas[править]
Американская LMS, вытесняющая Moodle со школьного рынка США.
На самом деле это не чисто открытая LMS, а открытая по модели open core, т.е. открыта только часть, которая позволяет LMS в принципе использовать, но некоторые важные модули есть только в платной версии.
Также есть платный SaaS-хостинг для организаций и бесплатный для отдельных физлиц с ограничением в 250 МБ и с функционалом бесплатной Canvas.
В России Canvas не слишком популярен, но есть внедрения в Сириусе, Летово, МИСиС и в других организациях.
Canvas написана на Ruby, имеет современный и простой интерфейс.UI/UX относительно понятны. Ну собственно за простоту Canvas школы и выбирают.
Почему простая LMS может пользоваться спросом? Очень часто процесс обучения требует просто передачи каких-то файлов, информации, чата и сложность не востребована, а простая система легко осваивается всеми пользователями.
Canvas примечательна интересным подходом к расширениям: сама Canvas малофункциональна, но расширения в основном добавляют функционал не в Canvas, а подключают возможность встраивать внешние сервисы (приложения), причем Canvas умеет авторизовать пользователей в этих сервисах по протоколу LTI. Если сервис поддерживает, то по этому же протоколу собирается результат решения заданий.
Таким образом в отличие от многих других LMS, Canvas остается легковесной и модули к LMS не тормозят её развития так как модули с LMS слабосвязные. Идея довольно интересная, но есть и минусы: слабосвязные модули не могут менять интерфейс Canvas, т.о. в основном модули касаются контента, способного работать и не в LMS.
Обновление и развитие могут быть непростыми, надо иметь достаточно сильную ИТ-службу, чтобы не бояться запускать и обновлять Canvas.
Если непосредственно про работу, то вот интерфейс:
Тем не менее, Canvas - относительно новая LMS и в ней есть встроенная реализация некоторых актуальных практик для обучения, например разделение на группы для групповой работы.
Касательно обслуживания, как и все с современным стеком оно не будет очень простым, нужен достаточно квалифицированный специалист.
Что настораживает: если использование LMS будет тривиальным, если вас вполне устраивает Google Classroom, то функционала открытого Canvas может хватить. Но если требования к LMS начнут усложняться, то скорее всего не хватит и Canvas будет вас вести к покупке платной версии, так возможность импортировать SCORM надо покупать.
Тем не менее, сам концепт широкого применения LTI и не написание модулей прямо для LMS, а использование внешних сервисов - кажется очень интересной идеей, которая позволяет LMS развиваться без опасения поломать совместимость с большим количеством модулей сообщества.
Moodle[править]
Moodle все знают, поэтому расскажу просто личное мнение о нем.
Пожалуй Moodle самая популярная LMS в мире по числу внедрений. Очень много модулей. Если вы сможете установить WordPress, значит сможете установить и обновлять и Moodle. То есть поддержка требует сильно меньшей квалификации, чем Canvas и Open edX.
У Moodle есть большая проблема: плохой UI/UX. Да, к Moodle есть темы и можно (и нужно) за несколько сотен долларов тему купить и первое впечатление от UI улучшить, но так как некоторые модули прямо HTML выплевывают, Moodle все равно остается с недостатками в интерфейсе, а уж с UX совсем грустно.
Скоро выйдет Moodle 4, в котором обещают как раз улучшить пользовательский опыт, но судя по демозаписям, сильно разработчики его изменить не могут так как поломают обратную совместимость с уже разработанным большим количеством модулей.
И здесь важно на чем Moodle зарабатывает. Зарабатывает на отчислениях партнеров, в России таким является Русский Moodle, ну а партнеры на продаже своих сборок, поддержке, хостинге, разработке и т.д. То есть ссориться с партнерами, чьи модули перестанут работать если Moodle сильно переписать - не с руки, а значит сложно ждать от Moodle каких-то радикальных улучшений в коде для улучшения пользовательского опыта.
Поэтому часто получается так, что установить-то Moodle легко, но его не любят преподаватели, так как он тяжеловато им дается. Хотя Moodle очень функционален, но недостаточно понятен и удобен. Из-за этого как система сопровождения обучения Moodle сталкивается с плохим принятием и использованием.
Но если бы для меня поставили задачу внедрения Moodle, я бы достаточно серьезно рассматривал возможность покупки сборки Русского Moodle 3KL, так будет скорее дешевле, чем самим дорабатывать Moodle.
Заключение[править]
Увы, выбирать не из чего.
Open edX - это для МООК. Для других целей я бы его не стал использовать. Кастомизация проблематична. Требуется сильный ИТ-блок.
Canvas - достаточно простая система с современным UI/UX и подойдет там где задачи к LMS простые (например школа) и при этом есть сильный ИТ-блок.
Moodle - очень функционален, открыт, очень много расширений функционала, не имеет скрытых платежей, настоящий Open Source с большим сообществом, широко распространен, относительно просто устанавливается и обслуживается, но имеет серьезные проблемы с UI/UX, которые вряд ли будут решены.