home

Средства обучения и воспитания для финансирования новых мест в школах (новая школа или новый корпус) по 590 приказу - что следует иметь школе из ИКТ

В новом ФГОС от 2021 года есть такие слова:

возможность использования современных ИКТ в реализации программы основного общего образования, в том числе использование имеющихся средств обучения и воспитания в электронном виде, электронных образовательных и информационных ресурсов, средств определения уровня знаний и оценки компетенций, а также иных объектов, необходимых для организации образовательной деятельности с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, объективного оценивания знаний, умений, навыков и достижений обучающихся

Утвержденный перечень средств обучения и воспитания есть в приказе Минпросвета №590 от 23 августа 2021 года и там со средствами ИКТ все не густо, при этом приказ 465 от 3 сентября 2019 года утратил силу.

Итак, что есть из электронных (цифровых) средств обучения и воспитания из входящего в 590 приказ?

Информационно-библиотечный комплекс[править]

В состав библиотечно-информационного центра входит:

1.3.14: Мобильная электронная библиотека

Если что такое электронная библиотека все знают и она есть в ст. 18 закона об образовании в словах "цифровая (электронная) библиотека" и обязательно должна быть в школе, то что такое мобильная библиотека - не понятно.

Некоторые называют такой библиотекой тележку с ноутбуками или планшетами в библиотеке из п. 1.3.19. На эти ноутбуки/планшеты идет небольшое количество лицензий на аренду на время ЭОР и тележку с лицензиями называют мобильной электронной библиотекой. Т.е. 2 в 1 получается.

Я считаю, что имеется в виду сервер (установленный в библиотеке, муниципалитете или арендованный) на котором крутится цифровая (электронная) библиотека и в которую учителя могут загружать свои ЭОРы, создавать тесты, есть лицензированные ресурсы (правда их не просто купить) и поставляемые государством и т.д., а мобильность обеспечивается доступом откуда хочешь, включая с мобильных устройств учащихся из дома.

Тележка с ноутбуками/планшетами удобна в школе, на случай если понадобится в каком-то классе. Этакие компьютеры коллективного пользования, которые ни одному учителю не принадлежат, а могут использоваться по потребностям. Но тележка малополезна на удалёнке так как учителям надо для процесса какую-то систему: LMS, электронную библиотеку с загрузкой домашек и тестами и т.д.

Функциональная электронная библиотека + дневники по сути организует LMS, где организация процесса (курс) ведется в дневниках, а сами ресурсы в электронной библиотеке. Т.е. дневники + электронная библиотека = LMS. Хотя, конечно, можно LMS и отдельно внедрить, дополнительно к библиотеке, так как в 273 ФЗ именно цифровая библиотека.

Итак, тележку с ноутбуками/планшетами можно купить, но электронная библиотека все равно нужна и она будет полезна на удалённом обучении.

1.3.15: Компьютер библиотекаря с периферией (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации, автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС)

Здесь все это должно быть на компьютере библиотекаря. Но обычно АБИС имеет смысл одну на регион или муниципалитет внедрять, но можно и локальную библиотекарю поставить. Т.е. это не то, что надо.

Что там дальше?

Серверная[править]

1.13.1 Средство организации беспроводной сети

Имеется в виду возможно контроллер точек доступа Wi-Fi.

1.13.2 Средство организации проводной сети

Коммутатор

1.13.3 Устройство противопожарной безопасности

Контроллер, куда пожарная сигнализация заведена.

Из вариативного оборудования (оно вариативное, но во ФГОСе сервер назван как обязательно, поэтому не такое уж вариативное).

1.13.4 Сервер

Не написано что на нем, но советую развернуть система виртуализации а в ней гонять и "мобильную электронную библиотеку" и ВКС/LMS или что там вам еще понадобится? Там же и СКУД будет крутиться в виртуальной машине, если это возможно.

1.13.5 Серверная стойка

Для одиночного сервера с 1-2 коммутаторами и ИБП - не самая нужная вещь. Но пусть будет для красоты.

1.13.6 Источник бесперебойного питания

Лучше иметь, чтобы СКУД с сетью не отключались при отключении электричества.

1.13.7 Блок распределения питания

Розетки то есть.

1.13.8 Системы хранения и резервного копирования данных с программным обеспечением

Сервер надо бэкапить на другое оборудование. С виртуальными машинами это все довольно просто, например можно использовать Proxmox на сервере и Proxmox Backup Server на сервере бэкапа.

Оборудование учителя[править]

2.8 Документ-камера

Может подключаться к ПК учителя, так и к интерактивной доске, если в ней ей блок с ПК. Документа-камера обычно имеет USB-интерфейс и видится как обычные видеокамеры, только у нее разрешение большое, а FPS маленький. Использоваться будет для вывода чего-то на бумаге на интерактивный экран.

2.10 Интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или стационарный (программное обеспечение, проектор, крепление в комплекте)/Рельсовая система с классной и интерактивной доской (программное обеспечение, проектор, крепление в комплекте)/интерактивной панелью (программное обеспечение в комплекте).

Здесь, видимо, это все не И, а ИЛИ. Т.е. если у вас классная и интерактивная доска - нужна рельсовая система, а проектор с интерактивной доской или интерактивная панель у вас будут - не важно. Но только доску - нельзя.

2.11 Компьютер учителя с периферией/ноутбук (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и система защиты от вредоносной информации, программное обеспечение для цифровой лаборатории, с возможностью онлайн-опроса).

Ну я бы может интерактивный экран к ПК учителя подключил и расширил экраны. Но можно и не подключать, но тогда может быть неудобно два разных ПК иметь, один учительский и один к доске.

2.12 Электронные средства обучения/Интерактивные пособия/Онлайн-курсы (по предметной области)

Здесь можно как закупиться, так и использовать в открытом доступе. Курсы есть в РЭШ.

2.13 Комплект учебных видеофильмов (по предметной области)

Учителю надо или купить или использовать те, что в открытом доступе. Но замечу, что речь идет именно о комплекте.

2.14 Словари, справочники, энциклопедии

Можно тоже использовать те, что в открытом доступе.

Дальше по учительским местам смысла нет дублировать, кое где там будут виртуальные лаборатории, которые видимо надо купить, но это не выходит за пределы ЭОР. Какие-то лаборатории можно арендовать в виде сервиса, какие-то может быть сможете купить себе, надо только чтобы они запускались не просто с ПК учителя, но и чтобы были размещены в электронной библиотеке (т.к. по ФГОС учащиеся должны к ЭОР иметь доступ везде, где есть интернет и работать только на интерактивном экране в классе - нарушение ФГОС).

Мобильный электронный класс для начальных классов[править]

2.2.1 Тележка-хранилище ноутбуков/планшетов с системой подзарядки в комплекте с ноутбуками/планшетами (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и система защиты от вредоносной информации, программное обеспечение с возможностью подготовки к государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), программное обеспечение для цифровых лабораторий)

Дополнительное вариативное оборудование

2.2.2 Графический планшет

Здесь обращаю внимание, что по санправилам к ноутбукам нужна отдельная клавиатура.

Кабинет иностранного языка[править]

2.9.1 Программное обеспечение для лингафонного кабинета с возможностью организации сетевого взаимодействия и контроля рабочих мест учащихся учителем и обучения иностранным языкам

Кабинет информатики[править]

2.20.6 Пакет программного обеспечения для обучения языкам программирования

Кабинет видеоконференцсвязи и дистанционного обучения[править]

2.21.6 Веб-камера для фиксации изображения в режиме реального времени для подключения к компьютеру или ноутбуку через USB-порт

2.21.7 Жидкокристаллический дисплей

2.21.8 Базовый блок-кодер

Под блоком-кодером видимо имелись в виду кодеки - такие аппаратные устройства для ВКС, но сейчас удобней вместо них использовать ПК и софтовые клиентвы ВКС, типа Zoom, BigBlueButton, skype. То есть 2.21.7, 2.21.8 - ПК.

2.21.9 Сетевой фильтр

ИБП в список не входит, но я советую его купить, чтобы при неожиданном обесточивании не оборвалась связь. У меня такое в практике бывало. Естественно, коммутаторы и сервер в серверной тоже должны на ИБП сидеть.

2.21.10 Микрофоны/спикерофоны

Микрофоны бывают заводятся в конференц-систему, но в простейшем случае можно поставить парочку настольных или подвесных.

2.21.11 Программное обеспечение для дистанционного обучения

Скорее всего имеется в виду не LMS, а ВКС/Вебинарное ПО. Можно поставить BigBlueButton на сервер школы или что-то из ВКС-серверов или использовать облачные решения.

Тематические классы[править]

VR/AR/IoT/3D-принтеры и т.п. технику в рамках тематических классов приводить не буду, так как она какие-то централизованные вопросы не задевает, только в видеостудии есть хранилка большой емкости и ее может тоже стоит в серверной разместить.

Оборудование для детей с ОВЗ[править]

4.1.14 Система удаленного телеприсутствия

Должна быть в предметных кабинетах. В простейшем случае это может быть смартфон (для него лучше штатив и питание, чтобы не разрядился) или (лучше) запуск вещания по ВКС с учительского ПК (вещание интерактивной доски), но тогда стоит потратиться и на отдельную веб-камеру на штативе (возможно следящую камеру), чтобы ее можно было развернуть на доску и показывать, что учитель делает и учительский ПК не должен быть слишком слабым по процессору. Но зато такая система и для гибридного обучения подойдет. Да, чтобы учителя было слышно, нужен хороший микрофон.

Для детей с ОВЗ еще по предметам много что расписано, можно почитать в первоисточнике.

Выводы[править]

ФГОС 2021 года требует применение ИКТ и современных педагогических технологий, поддерживать которые должен муниципалитет.

По ФГОС у школы должен быть сервер и по 273 ФЗ цифровая (электронная) библиотека. Требования ФГОС к ИКТ я подробно уже разобрал, но не в контексте новых мест в школах.

Также по ФГОС все используемые в рабочей программе ЭОР должны быть доступны и из дома через интернет.

Есть требование иметь цифровую (электронную) библиотеку в ФЗ 273, которая из приобретенных по 590 приказу систем может устанавливаться на школьном сервере, расположенном в серверной. На школьном сервере разумно использовать систему виртуализации.

Нужна ВКС для кабинета ВКС и ДО.

В школе должна быть проводная и беспроводная связь.

Если есть учащийся с ОВЗ, должна быть система телеприсутствия в каждом классе, где он занимается ну и много чего еще.

Многие школы закупают сейчас в библиотеку тележку с ПК/ноутбуками, на которую предустановлено несколько лицензий, но это нарушение и 590 приказа и 273 ФЗ. Школам стоит таки купить хорошую электронную библиотеку, чтобы там и контроль знаний проверять и виртуальные лаборатории запускать и домашние работы было удобно при удалёнке собирать и оценивать и учителя бы в которой размещали свои ресурсы, которые они будут использовать на интерактивном экране. Ну и конструктор лучше пусть встроенный будет. На роль такой подойдет Библиотека ELiS.

Если же говорить в целом, то оснащение школ по 590 приказу оставляет странные впечатления: оснащенные по нему школы будут не готовы к гибридному обучению (только в классе для ВКС и ДО есть необходимое оборудование, но класс один). Но что еще хуже, ФГОС имеет более жесткие требования, чем получит школа, укомплектовавшись только досками и учительскими ПК. Действительно, за предметные ЭОРы уже существующие федеральные порталы подойдут, значит достаточно доски к интернету подключить и типа выполнили требования -). А потом выясняется, что фото домашек в почту или в мессенджер валятся, так как интерактивные доски при удаленке не нужны, а больше у школы ничего нет.