РБА несколько лет разрабатывала и таки подписала стратегию развития бибдела до 2030 года.
Посмотрим в чём солгали в стратегии.
Ложь[править]
Общий охват библиотечным обслуживанием населения страны составляет 36 процентов
Есть большие сомнения в достоверности данной статистики.
Сформированная на протяжении многих десятилетий сеть библиотек всех систем и ведомств страны демонстрирует востребованность в обществе.
Достаточно зайти в библиотеки, чтобы не обнаружить там общество, которым библиотеки якобы востребованы.
В условиях кардинальных технологических перемен, процессов глобализации и беспрецедентного роста объемов информации библиотеки являются незаменимым социально-коммуникативным институтом, призванным обеспечить возможности для самореализации и развития личности.
С точки зрения коммуникации и самореализации библиотеки могут с успехом заменить другие учреждения как культуры (клубы, музеи), так и образования (третья миссия вузов, точки кипения и т.п.).
Начиная с 2018 года число читателей библиотек после отрицательной динамики последних десятилетий имеет тенденцию к росту и в 2019 году составило 50404,6 тыс. человек, количество посещений библиотек также растет и составляет 427608,9 тыс. человек в год.
Очевидно цифра в 50 млн. пользователей библиотек завышена. Даже если в неё включены все школьники и студенты. Число посещений в 427 млн. ЧЕЛОВЕК (а не визитов) тоже умиляет. Но даже если речь идёт про 427 млн. визитов 50 млн. человек, это выходит, что в среднем один записанный в библиотеку человек посещает её за год 10 раз!
Под методическим руководством специальных библиотек для слепых идет активная работа по обеспечению доступа к библиотечным услугам лиц с ограничениями жизнедеятельности...
Хотелось бы видеть успехи библиотек на этом поприще, пока их достижения не очевидны.
Современные информационные технологии являются тем инструментом, который определяет стратегию и тактику развития библиотек страны.
Библиотеки тратят на информатизацию 0.65% бюджета и общие траты последние годы снижались. При таких низких инвестициях говорить, что ИТ определяют стратегию и тактику достаточно нелепо.
Библиотеки являются важным социальным институтом, основным объектом внимания которого является пользователь, его общественные и личные интересы и потребности.
Уже достаточно давно основным объектом внимания в библиотеках является библиотекарь. Интересы пользователей всегда вторичны по сравнению с интересами библиотекарей, собственно поэтому обновляемость фондов 1.9%. Был бы пользователь на первом месте, обновляемость поддерживали любой ценой, в том числе сокращением ставок и переходом на неполный рабочий день.
Библиотеки являются важным социальным институтом, основным объектом внимания которого является пользователь, его общественные и личные интересы и потребности. Поэтому обеспечение равного доступа к достоверной информации станет одним из важнейших приоритетов в работе библиотек
Библиотеки не в состоянии отделить в своих фондах информацию достоверную от недостоверной. Просто чисто физически это требует слишком большого объема экспертизы, которую библиотекари не проводят, проводить не обещали, да и сами не являются экспертами во многих отраслях (а половина и высшего образования не имеет, т.е. может не иметь достаточно развитого критического мышления). Сам тезис, что библиотеки содержат достоверную информацию вводит в заблуждение т.к. найти в библиотеках информацию недостоверную не составит труда.
Одновременно библиотеки являются активными участниками научно-исследовательской деятельности, реализуемой в стране (проведение библиометрических и наукометрических исследований, участие в реализации программ научно-технологического развития).
Это ложь. Статей более-менее приличного уровня от библиотек очень мало. Много низкоуровневых статей. "Успехи" библиотек достаточно легко найти в небиблиотечной eLIBRARY.RU.
Инновационный сценарий.
Инновационный сценарий сам по себе не ложь, просто называть его инновационным довольно странно, ведь он не содержит инноваций(!), а просто про рост числа модельных библиотек. Сценарий следовало бы назвать экстенсивным.
Самопротиворечивость[править]
Из-за системного недофинансирования, коснувшегося в первую очередь приобретения новых книг, число новых поступлений в государственные библиотеки субъектов Российской Федерации и муниципальные библиотеки страны сократилось за 20 лет на 20,3 процента. Обновляемость фонда снизилась до 1,9 процента (при нормативных показателях не менее 5 - 10 процентов). При этом спрос на библиотечные документы высок и стабилен, что подтверждается показателями по книговыдаче, которые даже в этих условиях с начала 8 нынешнего тысячелетия увеличилась на 53 процента, но в настоящее время из-за отсутствия новых книг имеет тенденцию к снижению.
Здесь же очевидное противоречие, что раз произошло сокращение библиотек на 20.3%, а обновляемость фонда 1.9%, то каким образом удаётся поддерживать чтение и число читателей в 50 млн. человек и 428 млн. посещений? А если удаётся, то и помощи библиотекам никакой не надо. Всё же хорошо! 50 млн. человек в год ходят в библиотеку в среднем по 10 раз в год. Зачем какие-то улучшения?
3. Развитие информационных технологий и цифровая трансформация деятельности библиотек
Не вдаваясь в подробности, в этом пункте содержательно нет цифровой трансформации библиотек в смысле значительного повышения производительности труда за счет изменения процессов работы организации с помощью цифры. Причина в том, что цифровая трансформация - это именно про рост производительности труда, а значительная часть стратегии про события, мероприятия и печатные издания, для которых цифровые технологии значительно производительность труда повысить не в состоянии. Перечисленные меры в "цифровой трансформации" хотя и можно воспринимать как цифровизацию отдельных процессов, но они затронут не очень большую часть библиотечных процессов, а значит не в состоянии значительно повысить производительность труда библиотек в целом. Условно говоря, сколько книжных платформ не вводи, а в 10 раз больше на библиотечные мероприятия людей приходить не станет.
Выводы[править]
Библиотеки в стратегии - это не про информационное общество, ибо предложенная "цифровая трансформация" библиотеки явно не сделает их "библиотеками информационного общества", а показатели эффективности про поступление 12 млн. книг в фонды (ха-ха) и подключение 90% публичек к интернету ясно очерчивает приоритеты информационного развития. Надо признать, "корм" про "сервисный подход" оказался не "в коня".