В Университетской книге за 12/2018 опубликована моя статья "Технократическая библиотека".
Здесь небольшое историческое отступление. В 2017 стало ясно, что необходима выработка новой стратегии в отношении библиотек для всех типов, а также было понятно, что сами библиотеки ИТ-центричную стратегию не предложат и все сведётся к "оцифровать ещё больше" и за "культурный досуг и духовность", что и побудило написать статью под авторским заглавием: "Библиотека XXI века" к осени 2017 г.
Где-то к апрелю 2018 статья была направлена в редакцию с тем поводом, что РБА в мае собиралась обсуждать начало выработки концепции бибдела и значит тема долгосрочного планирования становится актуальной.
Статью редакция приняла, но решено организовать в Университетской книге серию статей "Библиотека XXI века". Доработанная статья была отправлена в сентябре и с редакторским заголовком "Технократическая библиотека" вышла в декабре.
Цикл "Библиотека XXI века":
- 1-2/2019 Эдуард Сукиасян: Непричёсанные мысли о библиотеках и нашем деле в XXI веке;
- 12/2018 Арсен Боровинский: Технократическая библиотека;
- 11/2018 Вадим Степанов: Библиотека и библиотекари в обществе знаний (критика);
- 10/2018 Юрий Столяров: Идеальная библиотека;
- 7-8/2018 Аркадий Соколов: Концепции развития библиотечного дела и библиофутурология.
Теперь сам текст.
Содержание
Технократическая библиотека[править]
Поскольку образ библиотеки информационного общества пока не определён и немногие из специалистов готовы взяться за его конкретизацию, можно обратиться за помощью к профессиональным предсказателям, т.е. к фантастам.
В фантастических романах представлена, как правило, технократическая модель библиотеки. Это не культурно-досуговый центр, а база данных, источник знаний обо всём существующем, максимально автономный, с относительно несложным поисковым интерфейсом, доступным обычным пользователям, не являющимся профессиональными библиотекарями (хотя наличие специалистов по поиску тоже допускается). Попробуем применить технократический взгляд на библиотеку к сегодняшнему дню.
Структурированность и связность[править]
Как мы уже отмечали, библиотека будущего фактически не хранилище книг, а база данных, т.е. источник высокоструктурированной и связанной информации.
Сегодня в библиотеках структурированы (и иногда связаны) только метаданные, а текст представлен в виде сплошного массива (т.е. поиск возможен по тексту, но не по фактам, в нём содержащимся, а поисковый движок никакие смыслы со словами не идентифицирует).
Тенденция XXI в. — повышение структурированности имеющихся в тексте данных. Библиотеки научатся выделять факты, связывать их с местами, событиями, персоналиями и т.п. и в конечном счёте усовершенствуют поиск, который станет намного точнее.
Автоматическое выявление содержащейся в тексте информации приведёт к снижению значения заполненных вручную описательных метаданных (электронные библиотеки будут способны самостоятельно извлекать их из произведения).
Для выделения структур и связей потребуются формирование словарей сущностей, таких как географические названия, описание организаций, имена людей, корпуса текстов и т.п., и разработка формальных способов описания фактов и событий.
Поисковые интерфейсы[править]
Повышение структурированности и связности текста позволит улучшить поисковые интерфейсы, сделав возможным задавать вопросы на естественном языке. В то же время в профессиональной сфере сохранится возможность поиска на формальном языке. Однако для его использования нужно будет хорошо понимать структуру хранения информации.
Форматы документов[править]
Произойдёт переход от PDF к семантическим форматам на базе HTML и XML, способным представлять данные, структуры и связи в машиночитаемом виде. Отдельно начнётся накопление открытых ресурсов для данных в самых разных входных форматах.
Глобальные и локальные библиотеки[править]
Для быстрых поиска и обработки данные целесообразно собирать в одной (центральной) базе, а не размывать их по множеству слабосвязанных ресурсов. Однако поглощения всех баз данных одной глобальной в прямом смысле слова не произойдёт.
Так, в какой-либо узкой области, например в производстве того или иного прибора, информационное обеспечение систем автоматизации предприятия и производства предельно конкретно. Но высокая детализация в глобальных базах данных просто не нужна.
Ещё один довод: информация изменчива. Для перестройки работы локальных систем в структуры данных требуется регулярно вносить изменения. Изменчивость ради инноваций — основа конкурентоспособности. Компаниям выгодно обладать определённой степенью независимости в структурах данных. В то же время глобальные базы данных не способны часто осуществлять реструктуризацию. Для них характерна определённая консервативность вследствие работы с информацией многочисленных поставщиков и зависимыми от структуры клиентами.
Итак, разделение библиотек останется, но информация в них будет связана с глобальными базами данных и связанные сущности станут автоматически синхронизироваться.
Открытость данных[править]
Безусловно, необходимо обеспечивать контроль доступа к информации, однако значительный её объём может быть открытым. Библиотеки станут крупнейшими агрегаторами, хранителями и републикаторами открытых данных, которые начнут использовать самые разные государственные и коммерческие информационные системы. В открытом режиме будут распространяться в том числе словари, структуры и связи, упомянутые в начале статьи.
Данные библиотек помогут компаниям тренировать искусственный интеллект, упростят и удешевят создание интеллектуальных и полезных продуктов, сопровождение и актуализацию информации, а в конечном счёте повысят качество жизни и обеспечат рост производительности труда.
Открытые данные включат библиотеки в цифровую экономику.
Аналитические платформы[править]
Данные нужны для того, чтобы их обрабатывать. А это делать удобнее там же, где они хранятся, поскольку на самых ранних этапах обрабатываемую информацию можно отфильтровать, значительно уменьшив анализируемый объём. Поэтому библиотеки вынуждены будут разрабатывать аналитические платформы и средства визуализации данных.
Статистическая обработка данных официальных источников, поиск корреляций, построение графиков, трендов, экстраполяция с фильтрацией по самым разнообразным параметрам — всё это будут обеспечивать библиотеки. Доступ к аналитическим сервисам станет способом монетизации библиотек.
Информационная безопасность[править]
Информатизация цивилизации создаёт риск слишком высокого влияния глобальных корпораций на потоки контента. Задача библиотек — собирать данные для обеспечения независимости общества от информации, распространяемой коммерчески заинтересованными компаниями. Библиотека — часть инфраструктуры информационной безопасности общества.
В рамках информационной безопасности библиотеки откроют для общества средства контроля целостности данных, чтобы информацию в библиотеках нельзя было незаметно изменить.
Сервисы[править]
Библиотеки реализуют общественно полезные информационные услуги, которые по каким-либо причинам обошли вниманием коммерческие компании. Сервисы будут появляться и замораживаться ситуативно, в зависимости от текущих общественных проблем. Они смогут интегрировать данные из хранилищ библиотек для повышения своих возможностей и одновременно сами будут служить источниками поступления контента в библиотеку.
Вот некоторые примеры, актуальные для текущих общественных потребностей:
- блогхостинговая площадка, мотивирующая к написанию длинных текстов (коммерческие блогхостинги сейчас в упадке);
- системы управления конференциями, удешевляющие их организацию за счёт автоматизации и сопровождающие очных и удалённых участников;
- сайты для размещения журналов в открытом доступе и автоматизации работы редакций;
- хостинг презентаций, не находящийся под угрозой блокировки на территории России, а шире — хостинг учебно-информационного контента;
- сервисы персональных медиатек для создания личных облачных хранилищ электронных документов.
Многие сервисы библиотек будут ориентированы на парадигму веб 2.0 (контент генерируется пользователями) либо предоставляться организациям. Библиотека — не посредник, а поставщик сервисов. Библиотеки прекратят противопоставлять себя «Википедии» и SlideShare и сами станут создателями глобальных проектов.
За счёт своей квалификации библиотеки смогут реализовать и коммерческие услуги, например хостинг платных журналов или ресурсов с ограниченным доступом. Но первичной будет не монетизация, а помощь обществу в развитии.
Кроме того, библиотеки будут предоставлять инфраструктуру близким по решаемым задачам некоммерческим сервисам.
Образование[править]
Технократическим библиотекам нужны специалисты, способные создавать ИТ-сервисы, разбирающиеся в дизайне, продвижении, умеющие обрабатывать большие данные, строящие отказоустойчивые высоконагруженные системы, создающие искусственный интеллект и применяющие его в работе.
Библиотечное образование станет пользоваться высоким спросом, профессия — престижем, а за выпускниками будут охотиться работодатели.
Создание библиотеки XXI века[править]
Министерство культуры РФ тратит на информационное развитие библиотечной сети 1% бюджета (оцифровка книг тоже включена в этот показатель), а стратегия профильного ведомства направлена в культурно-досуговую сторону. Очевидно, что чиновники и практики, реализующие такую политику, не смогут создать библиотеку будущего.
Для развития библиотек в цифровую эпоху государству необходимо разделить библиотеки на два типа:
- выполняющие социально-культурную и просветительскую миссии;
- технократические, снабжающие информационное общество сервисами и данными.
В сегодняшних условиях технократические библиотеки надо будет создавать с нуля.