home

Технократическая библиотека - опубликована в Университетской книге

В Университетской книге за 12/2018 опубликована моя статья "Технократическая библиотека".

technocratic_library.png

Здесь небольшое историческое отступление. В 2017 стало ясно, что необходима выработка новой стратегии в отношении библиотек для всех типов, а также было понятно, что сами библиотеки ИТ-центричную стратегию не предложат и все сведётся к "оцифровать ещё больше" и за "культурный досуг и духовность", что и побудило написать статью под авторским заглавием: "Библиотека XXI века" к осени 2017 г.

Где-то к апрелю 2018 статья была направлена в редакцию с тем поводом, что РБА в мае собиралась обсуждать начало выработки концепции бибдела и значит тема долгосрочного планирования становится актуальной.

Статью редакция приняла, но решено организовать в Университетской книге серию статей "Библиотека XXI века". Доработанная статья была отправлена в сентябре и с редакторским заголовком "Технократическая библиотека" вышла в декабре.

Цикл "Библиотека XXI века":

Теперь сам текст.

Технократическая библиотека[править]

Поскольку образ библиотеки информационного общества пока не определён и немногие из специалистов готовы взяться за его конкретизацию, можно обратиться за помощью к профессиональным предсказателям, т.е. к фантастам.


В фантастических романах представлена, как правило, технократическая модель библиотеки. Это не культурно-досуговый центр, а база данных, источник знаний обо всём существующем, максимально автономный, с относительно несложным поисковым интерфейсом, доступным обычным пользователям, не являющимся профессиональными библиотекарями (хотя наличие специалистов по поиску тоже допускается). Попробуем применить технократический взгляд на библиотеку к сегодняшнему дню.

Структурированность и связность[править]

Как мы уже отмечали, библиотека будущего фактически не хранилище книг, а база данных, т.е. источник высокоструктурированной и связанной информации.

Сегодня в библиотеках структурированы (и иногда связаны) только метаданные, а текст представлен в виде сплошного массива (т.е. поиск возможен по тексту, но не по фактам, в нём содержащимся, а поисковый движок никакие смыслы со словами не идентифицирует).

Тенденция XXI в. — повышение структурированности имеющихся в тексте данных. Библиотеки научатся выделять факты, связывать их с местами, событиями, персоналиями и т.п. и в конечном счёте усовершенствуют поиск, который станет намного точнее.

Автоматическое выявление содержащейся в тексте информации приведёт к снижению значения заполненных вручную описательных метаданных (электронные библиотеки будут способны самостоятельно извлекать их из произведения).

Для выделения структур и связей потребуются формирование словарей сущностей, таких как географические названия, описание организаций, имена людей, корпуса текстов и т.п., и разработка формальных способов описания фактов и событий.

Поисковые интерфейсы[править]

Повышение структурированности и связности текста позволит улучшить поисковые интерфейсы, сделав возможным задавать вопросы на естественном языке. В то же время в профессиональной сфере сохранится возможность поиска на формальном языке. Однако для его использования нужно будет хорошо понимать структуру хранения информации.

Форматы документов[править]

Произойдёт переход от PDF к семантическим форматам на базе HTML и XML, способным представлять данные, структуры и связи в машиночитаемом виде. Отдельно начнётся накопление открытых ресурсов для данных в самых разных входных форматах.

epub.png

Глобальные и локальные библиотеки[править]

Для быстрых поиска и обработки данные целесообразно собирать в одной (центральной) базе, а не размывать их по множеству слабосвязанных ресурсов. Однако поглощения всех баз данных одной глобальной в прямом смысле слова не произойдёт.

Так, в какой-либо узкой области, например в производстве того или иного прибора, информационное обеспечение систем автоматизации предприятия и производства предельно конкретно. Но высокая детализация в глобальных базах данных просто не нужна.

Ещё один довод: информация изменчива. Для перестройки работы локальных систем в структуры данных требуется регулярно вносить изменения. Изменчивость ради инноваций — основа конкурентоспособности. Компаниям выгодно обладать определённой степенью независимости в структурах данных. В то же время глобальные базы данных не способны часто осуществлять реструктуризацию. Для них характерна определённая консервативность вследствие работы с информацией многочисленных поставщиков и зависимыми от структуры клиентами.

Итак, разделение библиотек останется, но информация в них будет связана с глобальными базами данных и связанные сущности станут автоматически синхронизироваться.

Открытость данных[править]

Безусловно, необходимо обеспечивать контроль доступа к информации, однако значительный её объём может быть открытым. Библиотеки станут крупнейшими агрегаторами, хранителями и републикаторами открытых данных, которые начнут использовать самые разные государственные и коммерческие информационные системы. В открытом режиме будут распространяться в том числе словари, структуры и связи, упомянутые в начале статьи.

Данные библиотек помогут компаниям тренировать искусственный интеллект, упростят и удешевят создание интеллектуальных и полезных продуктов, сопровождение и актуализацию информации, а в конечном счёте повысят качество жизни и обеспечат рост производительности труда.

Открытые данные включат библиотеки в цифровую экономику.

opendata.png

Аналитические платформы[править]

Данные нужны для того, чтобы их обрабатывать. А это делать удобнее там же, где они хранятся, поскольку на самых ранних этапах обрабатываемую информацию можно отфильтровать, значительно уменьшив анализируемый объём. Поэтому библиотеки вынуждены будут разрабатывать аналитические платформы и средства визуализации данных.

Статистическая обработка данных официальных источников, поиск корреляций, построение графиков, трендов, экстраполяция с фильтрацией по самым разнообразным параметрам — всё это будут обеспечивать библиотеки. Доступ к аналитическим сервисам станет способом монетизации библиотек.

knoema.png

Информационная безопасность[править]

Информатизация цивилизации создаёт риск слишком высокого влияния глобальных корпораций на потоки контента. Задача библиотек — собирать данные для обеспечения независимости общества от информации, распространяемой коммерчески заинтересованными компаниями. Библиотека — часть инфраструктуры информационной безопасности общества.

В рамках информационной безопасности библиотеки откроют для общества средства контроля целостности данных, чтобы информацию в библиотеках нельзя было незаметно изменить.

Сервисы[править]

Библиотеки реализуют общественно полезные информационные услуги, которые по каким-либо причинам обошли вниманием коммерческие компании. Сервисы будут появляться и замораживаться ситуативно, в зависимости от текущих общественных проблем. Они смогут интегрировать данные из хранилищ библиотек для повышения своих возможностей и одновременно сами будут служить источниками поступления контента в библиотеку.

Вот некоторые примеры, актуальные для текущих общественных потребностей:

  • блогхостинговая площадка, мотивирующая к написанию длинных текстов (коммерческие блогхостинги сейчас в упадке);
  • системы управления конференциями, удешевляющие их организацию за счёт автоматизации и сопровождающие очных и удалённых участников;
  • сайты для размещения журналов в открытом доступе и автоматизации работы редакций;
  • хостинг презентаций, не находящийся под угрозой блокировки на территории России, а шире — хостинг учебно-информационного контента;
  • сервисы персональных медиатек для создания личных облачных хранилищ электронных документов.

Многие сервисы библиотек будут ориентированы на парадигму веб 2.0 (контент генерируется пользователями) либо предоставляться организациям. Библиотека — не посредник, а поставщик сервисов. Библиотеки прекратят противопоставлять себя «Википедии» и SlideShare и сами станут создателями глобальных проектов.

За счёт своей квалификации библиотеки смогут реализовать и коммерческие услуги, например хостинг платных журналов или ресурсов с ограниченным доступом. Но первичной будет не монетизация, а помощь обществу в развитии.

Кроме того, библиотеки будут предоставлять инфраструктуру близким по решаемым задачам некоммерческим сервисам.

Образование[править]

Технократическим библиотекам нужны специалисты, способные создавать ИТ-сервисы, разбирающиеся в дизайне, продвижении, умеющие обрабатывать большие данные, строящие отказоустойчивые высоконагруженные системы, создающие искусственный интеллект и применяющие его в работе.

Библиотечное образование станет пользоваться высоким спросом, профессия — престижем, а за выпускниками будут охотиться работодатели.

Создание библиотеки XXI века[править]

Министерство культуры РФ тратит на информационное развитие библиотечной сети 1% бюджета (оцифровка книг тоже включена в этот показатель), а стратегия профильного ведомства направлена в культурно-досуговую сторону. Очевидно, что чиновники и практики, реализующие такую политику, не смогут создать библиотеку будущего.

Для развития библиотек в цифровую эпоху государству необходимо разделить библиотеки на два типа:

  • выполняющие социально-культурную и просветительскую миссии;
  • технократические, снабжающие информационное общество сервисами и данными.

В сегодняшних условиях технократические библиотеки надо будет создавать с нуля.