Ранее рассмотрели сценарии развития школ и выяснили, что там где сильная централизация, у библиотеки мало пространства для информационного развития, а там где у учеников и школы много свободы, появляется больше информационных задач и у библиотеки.
Обсуждая роль библиотек можно традиционно выделить информационную и социальную. Социальную, в которой будет использоваться место в библиотеке, я традиционно не рассматриваю и поговорим об информационной.
ИТ устраняют посредников, поэтому нелепо мыслить библиотекаря, как прокладку между поиском и учащимися/учителями, а по опыту вузов известно, что там где библиотека не включается в развитие ИТ, она начинает деградировать и её вымывает из образования.
Перечислю некоторые информационные сервисы (список не полный), которые полезно в образовательной организации иметь. Сервисы эти не обязательно локальные (могут быть и региональными), но если их нет, значит надо их внедрить.
- LMS (информационная система с курсами);
- электронная библиотека (распространение отдельных ресурсов с навигацией и поиском);
- облачный диск для распространения файлов (nextCloud или аналог);
- файлообменник (расшаривание файлов с автоматическим удалением спустя время);
- конструктор образовательных ресурсов (облачный или в виде ПО для конечного пользователя);
- система тестирования (может быть встроена в LMS/ЭБ или быть отдельной);
- система доставки до учителя фотографий домашних заданий со средствами обратной связи (для быстрой обратной связи при проверке письменных работ);
- школьный сайт;
- система дневников/журналов/расписания;
- видеонаблюдение с доступом для родителей на камеру на входе;
- ВКС (видеоконференцсвязь);
- вебинарная система;
- система оплаты питания;
- СКУД;
- система автоматизации школы (может включать в себя дневники/журнал/расписание);
- система коммуникации учителей/учеников/администрации;
- портфолио (может быть совмещена с системой автоматизации школы или школьным сайтом);
- офисное ПО;
- ПО для ведения конспектов;
- база знаний (на базе вики-подобного ПО);
- учебная вики (для выполнения учебных заданий);
- медиагаллерея с событиями из школьной жизни (может быть совмещена со школьным сайтом);
- группа в одной или нескольких социальных сетях;
- пожарная и охранная сигнализации;
- система прокторинга;
- система поиска заимствований (возможно интегрированная в LMS);
- электронный каталог;
- подписные библиотечные сервисы;
- система удалённого доступа к подписным сервисам;
- система ограничения доступа из сети школы к ресурсам в интернете;
- система снятия статистики использования оборудования школы, включая интерактивные доски;
- аналитическая система для анализа событий из других систем;
- система мониторинга работоспособности сервисов (для контроля и своевременного реагирования при простоях);
- система резервного копирования;
- система хранения аккаунтов (LDAP) и единого входа (SSO) в остальные школьные сервисы;
- брандмауэр;
- бухгалтерское ПО;
- система инвентаризации и управления лицензиями;
- справочно-правовая система;
- система выдачи оборудования на время на территории школы (планшетов и ПК);
- система разворачивания ОС по сети (для возможности быстро развернуть новое ПО на большое количество компьютеров;
- система управления сетью организации (DHCP, Wi-Fi контроллер и т.п.);
- ПО управления проектами;
- станция сканирования и печати;
- система виртуализации;
- телефония;
- оплата платных услуг;
- сервис рассылок;
- электронная почта;
- электронный документооборот (возможно встроен в систему автоматизации).
Как видим, сервисов не мало.
В реальной жизни часть этих сервисов возьмёт на себя регион, но что не реализуется регионом, необходимо взять на себя школе.
Как я уже предлагал, развитие информационных сервисов в школе я вижу через внутренние тройки методист + ИТ специалист + библиотекарь, где за библиотекарем кроме привычных задач техническая поддержка информационных сервисов 1-го уровня (ответы на простые вопросы).