home

Информационные сервисы в школе

Ранее рассмотрели сценарии развития школ и выяснили, что там где сильная централизация, у библиотеки мало пространства для информационного развития, а там где у учеников и школы много свободы, появляется больше информационных задач и у библиотеки.

Обсуждая роль библиотек можно традиционно выделить информационную и социальную. Социальную, в которой будет использоваться место в библиотеке, я традиционно не рассматриваю и поговорим об информационной.

ИТ устраняют посредников, поэтому нелепо мыслить библиотекаря, как прокладку между поиском и учащимися/учителями, а по опыту вузов известно, что там где библиотека не включается в развитие ИТ, она начинает деградировать и её вымывает из образования.

Перечислю некоторые информационные сервисы (список не полный), которые полезно в образовательной организации иметь. Сервисы эти не обязательно локальные (могут быть и региональными), но если их нет, значит надо их внедрить.

  1. LMS (информационная система с курсами);
  2. электронная библиотека (распространение отдельных ресурсов с навигацией и поиском);
  3. облачный диск для распространения файлов (nextCloud или аналог);
  4. файлообменник (расшаривание файлов с автоматическим удалением спустя время);
  5. конструктор образовательных ресурсов (облачный или в виде ПО для конечного пользователя);
  6. система тестирования (может быть встроена в LMS/ЭБ или быть отдельной);
  7. система доставки до учителя фотографий домашних заданий со средствами обратной связи (для быстрой обратной связи при проверке письменных работ);
  8. школьный сайт;
  9. система дневников/журналов/расписания;
  10. видеонаблюдение с доступом для родителей на камеру на входе;
  11. ВКС (видеоконференцсвязь);
  12. вебинарная система;
  13. система оплаты питания;
  14. СКУД;
  15. система автоматизации школы (может включать в себя дневники/журнал/расписание);
  16. система коммуникации учителей/учеников/администрации;
  17. портфолио (может быть совмещена с системой автоматизации школы или школьным сайтом);
  18. офисное ПО;
  19. ПО для ведения конспектов;
  20. база знаний (на базе вики-подобного ПО);
  21. учебная вики (для выполнения учебных заданий);
  22. медиагаллерея с событиями из школьной жизни (может быть совмещена со школьным сайтом);
  23. группа в одной или нескольких социальных сетях;
  24. пожарная и охранная сигнализации;
  25. система прокторинга;
  26. система поиска заимствований (возможно интегрированная в LMS);
  27. электронный каталог;
  28. подписные библиотечные сервисы;
  29. система удалённого доступа к подписным сервисам;
  30. система ограничения доступа из сети школы к ресурсам в интернете;
  31. система снятия статистики использования оборудования школы, включая интерактивные доски;
  32. аналитическая система для анализа событий из других систем;
  33. система мониторинга работоспособности сервисов (для контроля и своевременного реагирования при простоях);
  34. система резервного копирования;
  35. система хранения аккаунтов (LDAP) и единого входа (SSO) в остальные школьные сервисы;
  36. брандмауэр;
  37. бухгалтерское ПО;
  38. система инвентаризации и управления лицензиями;
  39. справочно-правовая система;
  40. система выдачи оборудования на время на территории школы (планшетов и ПК);
  41. система разворачивания ОС по сети (для возможности быстро развернуть новое ПО на большое количество компьютеров;
  42. система управления сетью организации (DHCP, Wi-Fi контроллер и т.п.);
  43. ПО управления проектами;
  44. станция сканирования и печати;
  45. система виртуализации;
  46. телефония;
  47. оплата платных услуг;
  48. сервис рассылок;
  49. электронная почта;
  50. электронный документооборот (возможно встроен в систему автоматизации).

Как видим, сервисов не мало.

В реальной жизни часть этих сервисов возьмёт на себя регион, но что не реализуется регионом, необходимо взять на себя школе.

Как я уже предлагал, развитие информационных сервисов в школе я вижу через внутренние тройки методист + ИТ специалист + библиотекарь, где за библиотекарем кроме привычных задач техническая поддержка информационных сервисов 1-го уровня (ответы на простые вопросы).