Чтобы говорить о трансформации школьной библиотеки, вначале надо построить модель школы и лишь смотря на потребности школы в решении её задач выстраивать модель школьной библиотеки.
Но у школ может быть несколько сценариев развития, а значит и модели библиотек получаются разные. Далее рассуждения будут больше про будущее, нежели настоящее.
Содержание
- 1 Сценарии развития школ
- 1.1 Сценарий 1: отсутствия изменений
- 1.2 Сценарий 2: единое образовательное пространство
- 1.3 Сценарий 3: индивидуализация с региональной централизацией
- 1.4 Сценарий 4: региональная централизаця
- 1.5 Сценарий 5: децентрализация
- 1.6 Сценарий 6: деградация школы с компенсацией коммерческим обучением
- 1.7 Сценарий 7: техноцентричная персонализация
- 2 Выводы по сценариям
- 3 Влияние централизации ИТ на библиотеки
- 4 Информационные сервисы
Сценарии развития школ[править]
Во всех сценариях развития предполагается наличие бесплатных открытых образовательных ресурсов на базе РЭШ и параллельное существование коммерческих, более качественных (Учи.ру и т.д.), но которые не используются системно.
Помещение библиотек оснащено ПК для работы с образовательными ресурсами. Библиотекарь участвует в активизирующейся воспитательной повестке.
Есть региональная система дневников.
Сценарий 1: отсутствия изменений[править]
Попытки изменить образовательное пространство Минпросветом проваливаются. Школы существуют примерно в текущем состоянии, может в несколько усилившейся централизации.
Школьная библиотека тоже не меняется.
Сценарий 2: единое образовательное пространство[править]
Сценарий развития школы Васильевой реализуется. Обучение ведется по единому печатному учебнику. ИТ дополняет этот учебник интерактивом, который используется как на уроке, так и дома. Отчетность частично снимается из дневников. Коммуникация через соцсети.
Некоторое подобие АБИС реализуется на уровне дневников региона для автоматического подсчета книгообеспеченности и борьбы с закупкой пиратских учебников. Библиотека переносит записи о фонде в региональную АБИС (вернее заносит только новые экземпляры, а у существующих проставляет хранение). АБИС на базе дневников будет малофункциональная, но достаточная для базовых операций. В новых школах внедряется RFID. Функционал библиотечного приложения встроен в региональное образовательное приложение.
Чрезмерная централизация не оставляет библиотеки пути технологического развития. За библиотекой закрепляются прежде всего задачи, связанные с использованием её пространства.
Сценарий 3: индивидуализация с региональной централизацией[править]
Сценарий победы подхода, продвигаемого Грефом, когда в регионе запускается LMS, рассчитанная на индивидуальные образовательные траектории, но на базе централизованного ПО и готового контента.
Индивидуализация и ориентация на большую самостоятельность усложняют сильную централизацию управления школами. Ученикам часто надо учиться в группах и выполнять групповые работы, активно используя интернет. В школе существенно больше свободы.
Реализации функционала АБИС в LMS не производится. Роль печатных учебников низкая. Библиотека освобождает место с книжными полками под групповую работу. Без интернета затруднительно учиться, у тех, у кого дома с сетью проблемы используют библиотечные ПК по вечерам для подготовки ДЗ.
Акцент на проектах подразумевает, что в обучении значительную роль будут играть информационный поиск, автоматическое тестирование используются реже, чем в сценарии 2. Вероятна региональная АБИС. У библиотек много разнообразных задач.
Сценарий 4: региональная централизаця[править]
Регионы создают систему автоматизации + LMS + контент и насильно загоняют учителей туда для лучшей управляемости.
АБИС оказывается в централизованной системе. Отношение к бумажным учебникам может быть разным (постепенно исключаться или остаться в центре процесса), но информационные функции библиотек будут уменьшаться.
Сценарий 5: децентрализация[править]
Школы получают больше независимости. Постепенный отказ от бумажного учебника с постепенным переходом на образовательных сервисы различных коммерческих игроков (МЭО, Учи.ру, Школа 2035 и др.). В виду разного качества отдельных предметов, школа может одновременно использовать несколько сервисов. Децентрализация приводит к разнообразию процессов, решений и усложняет унификацию.
Необходима выгрузка данных из разных систем в дневники и в школьные системы. Библиотека отчасти является связующим звеном и закупщиком ресурсов. Печатная книга постепенно уходит из обращения, чаще используются школьные ПК для решения домашних задач. Возможно внедрение локальной или региональной АБИС.
Сценарий 6: деградация школы с компенсацией коммерческим обучением[править]
Школьное обучение деградирует, но на этом фоне идет рост платного обучения в коммерческих сервисах, не входящих напрямую в школьную программу, но которые лучше справляются с мотивацией.
Библиотека - склад учебников. Деградация школы - деградация библиотеки.
Сценарий 7: техноцентричная персонализация[править]
Обучение становится персонализированным за счет активного внедрения технологий, которые дают обратную связь, выбирают отдельную образовательную траекторию под каждого учащегося, подстраиваясь под его интересы.
Бумажные учебники не используются. Т.к. цифра используется постоянно, в том числе на уроках и у учащихся должны быть персональные устройства, ценность библиотеки значительно уменьшается.
Выводы по сценариям[править]
В основном сценарии развития предполагают важность использования библиотечной площадки под различные задачи, будь то групповая работа или доступ к ПК.
Там где сильная централизация, у библиотеки мало пространства для информационного развития.
Там где у учеников и школы много свободы, появляется больше информационных задач и у библиотеки.
Влияние централизации ИТ на библиотеки[править]
По факту может реализоваться не какой-то конкретный сценарий, а разные понемногу. Но за счет самостоятельности регионов, реализация в разных регионов может получиться разной. Например у кого-то все застынет на региональных дневниках, а кто-то внедрит региональную систему автоматизации школ с контентом и с сильной централизацией всего происходящего.
Поэтому на проблему можно посмотреть иначе и определить какие задачи может решать библиотека в зависимости от того, какие сервисы будут централизованы, а какие останутся в ведении школы.
Всё ещё допускаем наличие РЭШ и бесплатных ресурсов.
Только региональные дневники[править]
Централизованы только дневники. Электронной библиотеки нет.
Раз централизованная инфраструктура с контентом не предоставляется, школе надо создать её самостоятельно. Библиотека участвует в её создании. Это может быть ЭБ, конструкторы ЭОР (сервисы и лицензии на ПК), файлообменники, LMS и т.д.
Минусы: нет синхронизации результатов ДЗ с дневниками, значит результаты надо переносить в дневники руками.
Есть региональная АБИС[править]
Регион может внедрить облачную АБИС на все школы. В этом нет ничего плохого, но только АБИС не слишком удобны для конечных пользователей и часть образовательных ресурсов (прежде всего цифровые) в этой АБИС не появятся (а если и появятся, будут бесполезны). В этом смысле, облачная АБИС на школьные библиотеки значительно не повлияет.
Есть региональная LMS[править]
В некоторых регионах есть централизованная LMS либо связка дневники+ЭБ, что тоже по сути даёт LMS (контент в ЭБ, управление в дневниках).
Здесь все определяется политикой. Если в LMS будут загонять насильно и наказывать за использование контента вне LMS, информационное влияние библиотеки в таком случае оказывается довольно слабым.
Если же в LMS контент насильно не загоняют и можно пользоваться любым другим, у библиотек есть возможность поучаствовать в создании контентных сервисов для своей школы, но они должны быть лучше, чем существующие в LMS.
Есть базовый контентный сервис[править]
Кроме региональной LMS может быть схема подписки школы на один из коммерческих сервисов в качестве базового (не важно будет это LMS от Сбера, МЭО, Школы 2035, Учи.ру и т.д.).
Т.к. такие LMS стараются закрыть собой всю школьную программу, информационные сервисы библиотек могут оказаться неактуальными. Но есть особенность: в некоторых схемах может применяться методики (например как в Сбере), когда у учащихся много самостоятельной работы и информационного поиска и тогда библиотека может предложить для школы больше различных сервисов.
Региональная автоматизация школы[править]
LMS - это про организацию учебного процесса (сформировать группы, открывать контент в некоторой последовательности при определенных условиях и т.п.), но формирование дневников - это начало формирования системы автоматизации школы. Если этой системе автоматизации придать завершенный вид, добавить функционал LMS и наказывать за отступления от правил работы в школе (например невовремя проставленные оценки за ДЗ), то возникнет система автоматизации школы.
Автоматизация и необходимость прозрачного контроля приводит к тому, что все процессы, включая использование АБИС, оказываются в этой централизованной автоматизированной системе и для библиотек в информационном плане остается не так уж много возможностей.
Полный региональный ИТ-аутсорсинг[править]
Схема, при которой у школы нет своих админов, а все сидят в центре и обслуживают все ИТ для школ. Разворачивают при потребности специализированное ПО на подобие систем управления проектами, вики, файлообменники и т.п., что не относится к LMS и дневникам, но может быть полезно организациям.
В этой схеме АБИС будет централизована, возможности по информационной работе библиотек не очень большие.
Информационные сервисы[править]
Говоря о школах, имеет смысл перечислить некоторые из информационных сервисов, которые в школе полезно внедрить: https://elibsystem.ru/node/484.