Сергей Кравцов:
Мы уже создали цифровую образовательную среду, которая дополняет традиционное обучение, отвечает на вызовы и усиливает классическое образование. Цифровая образовательная среда включает отечественную систему видео-конференц-связи, чтобы отказаться от зарубежных аналогов, отечественную социальную сеть для общения учеников, родителей, учителей. Весь контент в цифровой образовательной среде проверен, соответствует федеральным государственным стандартам и проверяется экспертами.
Таким образом Министр просвещения Сергей Кравцов анонсировал новый образовательный сервис Сферум, сделанный на технологиях ВКонтакте.
Для регистрации в Сферуме надо иметь аккаунт во ВКонтакте, выбрать одну из немногочисленных из доступных школ и класс в ней и роль (учитель, учащийся). Дальше ждать подтверждения регистрации. Школ Москвы и Санкт-Петербурга в Сферуме пока нет.
Без подтверждения ничего делать нельзя, поэтому о каких проверенных образовательных ресурсах говорил Сергей Кравцов — пока не ясно.
Почему я считаю, что речь идёт об "Образовательном Чебурнете"? Здесь надо знать контекст, в котором находится школьное образование. Ниже я опишу его как сам вижу.
Министерство просвещения не очень жалуют интерактивные образовательные ресурсы, такие как Учи.ру и ЯКласс, закупать эти ресурсы из средств бюджета запрещено. Недавно запретили использование смартфонов и планшетов меньше 10,47 дюймов (а почти все планшеты меньше 10,47 дюймов) в новых санитарных правилах во всех образовательных организациях (и в вузах тоже).
3.5.3. Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.
Минпросвет постоянно транслирует идею, что содержание образования (то, по чему учатся) должно быть проверенным, а проверенным — очевидно это входить в Федеральный перечень учебников, в котором находятся прошедшие экспертизу печатные учебники и их цифровые копии в PDF. Иными словами, Минпросвет, говоря о проверенном содержимом, говорит об использовании печатных учебников или их копий в PDF, что сложно назвать современным подходом к использованию образовательных ресурсов.
Хотя в каждую школу должны провести интернет от 50 до 100 Мбит/c, реально в школах запрещены ресурсы, "причиняющие вред здоровью детей", а реализуется это обычно созданием белых списков разрешённых ресурсов. Как пример, YouTube и соцсети в школах обычно запрещены, а если учителю на интерактивной доске надо показать какой-то ресурс с нового сервиса, надо договариваться об его открытии в школе.
Итак, Минпросвет:
- любит печатные учебники;
- не очень любит образовательные стартапы с интерактивными образовательными ресурсами, которые составляют реальную конкуренцию печатным учебникам;
- хочет отслеживать чаты учеников (в регионах заставляют учителей мониторить соцсети);
- находится в ситуации отсутствия образовательной инфраструктуры на региональном уровне, способной стабильно работать в условиях массового перехода на дистанционное обучение.
И здесь Минпросвет анонсирует использование технологий ВКонтакте для создания образовательного сервиса Сферум, говорится о сотрудничестве с Mail.ru и Ростелеком для запуска проекта. И как видно, Сферум очень похож на ВКонтакте, но будет лучше заточен на школьную специфику.
Дальше можно предугадать:
- соцсети каннибализируют другие ресурсы. Сферум будет работать так, что все образовательные ресурсы надо будет размещать в нём;
- Сферум будет разрешён в школах, а у остального будут проблемы с доступом. Значит сторонним поставщикам будет сложно заходит в школы, а учителям будет сложно использовать что-то не из Сферума и наоборот — работаешь в Сферуме — к тебе как к учителю нет вопросов;
- тот факт, что в Сферуме (ВКонтакте) нет конструкторов образовательных ресурсов и развитого тестирования означает, что либо учителям надо будет без них обойтись, либо Сферум развернет API для интеграции сторонних сервисов в себя в виде приложений, но для этого сервисам надо будет подстроиться под Сферум (что зарубежные сервисы делать не станут), а встроившиеся отечественные Сферум будет контролировать и в любой момент сможет их отключить, а также может снимать комиссию за любые платные услуги и ресурсы;
- с запуском Сферума может начаться административное выдавливание всего, что не в Сферуме. Это будет подрывать использование сторонних образовательных сервисов и сформирует "Образовательный Чебурнет".
Если до Сферума желания Минпросвета контролировать процесс обучения вплоть до чатов вызывало ухмылку (ни один федеральный проект не стал действительно массовым, а было их не мало: ФЦИОР, ЕКЦОР, РЭШ, Образовательный маркетплейс), то сотрудничество с ВКонтакте может действительно оказаться успешным, т.к. учителя и так массово используют ВКонтакте для учебного процесса, зачастую вопреки локальным требованиям не использовать. Теперь им использовать не только разрешат, но и будут настаивать и даже создадут специальную версию, более удобную для управления классами.
Почему это плохо?[править]
Подрывает конкуренцию.
Проблема обучения — низкая учебная мотивация. Образовательные сервисы очень активно работают именно над ней, создавая интерактивные ресурсы или предлагая учителям конструкторы интерактивных ресурсов. Когда интересней учится - образовательные результаты тоже лучше.
На фоне современных образовательных игроков предложения издателей печатных учебников выглядят откровенно слабым, но только такие признаются Минпросветом как проверенное содержимое.
Запуск Сферума не улучшает эту ситуацию, а ухудшает её, т.к. Сферум задаёт направление развития не в улучшение обучения за счёт интерактивных ресурсов, а в упрощение коммуникации, но теперь уже контролируемой из центра, в котором уже будет возможность фиксировать использование учителями "непроверенного содержимого" на сторонних сервисах.