home

Развитие ШИБЦ: инновационный централизованный подход

Данная информация является личным мнением автора, а не рабочей группы! Это мнение создано на самых ранних этапах развития проекта и ещё не прошло обсуждение внутри рабочей группы.

Ранее мы перечислили сценарии развития школьных информационно-библиотечных центров (ШИБЦ), теперь углубимся в один из них: инновационный централизованный.

Основная идея: надо сделать одну большую высокоинтегрированную облачную федеральную школьную информационно-библиотечную систему (ФШИБС), которая будет решать почти все задачи по работе местных ШИБЦ. И учителя и учащиеся работают с этой системой через интернет.

Электронная библиотека (ЭБ), электронный каталог (ЭК), лицензирование ресурсов (биллинг) издателями и агрегаторами, комплектование, предоставление доступа, социальная сеть, мобильные приложения... - это все делается в рамках одной системы и работает совместно.

Школьные библиотеки могут получать полный спектр услуг исключительно через эту облачную систему. От локальных школьных систем автоматизации библиотек (АБИС) можно полностью отказаться.

Взаимодействие с ФШИБС по API[править]

ФШИБС должна обладать API для возможности взаимодействия с поставщиками контента, регионами и школами.

Для поставщиков контента API необходимо для публикации своих каталогов, предоставления доступа к отдельным документам по подпискам, формированию (или выгрузки в ФШИБС) подписок, загрузки документов в ФШИБС из собственного каталога, получения статистики использования документов (или отдачи статистики в ФШИБС).

Для школ API необходимо если школа захочет интегрировать контент в собственные ЭБ или системы управления школой.

Для регионов API необходимо если регионы имеют собственные электронные школы и хотят интегрировать контент из ФШИБС в региональные электронные школы. Также API нужно региональным центрам для сбора и продвинутой обработки статистики, выходящей за возможности аналитики ФШИБС.

Таким образом надо исходить из открытости API ФШИБС и использования открытых данных при реализации проекта.

Модульная ФШИБС[править]

Создание одной единой системы для ФШИБС - это идеальный вариант. Но сложный в качестве разовой реализации.

Запасной путь: разбиение ФШИБС на взаимодействующие подсистемы, каждая из которых отвечает за свою задачу. Плюс в таком подходе в том, что проще найти квалифицированных исполнителей на каждую из подзадач, а затем объединить их продукты одной системой, которая и будет называться ФШИБС.

Компоненты ФШИБС будут взаимодействовать между собой тоже по API.

Примерная схема такой системы (в скобках соответствие компонента пункту дорожной карты развития ШИБЦ):

Опишем каждый компонент и обоснование его выделения.

Электронная библиотека ФШИБС[править]

Книги, образовательные ресурсы, видео, презентации, документы и другие документы должны где-то храниться. Это где-то и есть электронная библиотека.

В электронной библиотеке нужна собственная система навигации, поиска и плееры ресурсов (чтобы ресурсы можно было воспроизводить прямо в браузере).

В эту систему можно непосредственно отправлять учащихся и учителей.

ЭБ должна предоставлять возможность скачивания ресурсов под открытыми лицензиями либо ограниченного просмотра по подпискам (подобно ЭБС у вузов) (P.S. надо узнать почему сейчас РЭШ отказывается загружать к себе платный контент).

Контент под открытыми лицензиями необходимо импортировать (агрегировать) с ФЦИОР, ЕКЦОР, Темоцентра, Культура.РФ, МЭШ, РЭШ и других ресурсов, созданных за бюджетное финансирование.

Для платного контента предоставляется две возможности: либо правообладатель загружает его в систему и управляет доступом сам, либо доступ к контенту проксируется в плееры правообладателя, размещенные как внешние ресурсы (когда правообладатель не согласен передавать контент в ФШИБС).

Электронная библиотека предоставляет возможность встраивать загруженные в неё ресурсы в сторонние сайты по протоколу oEmbed, считает статистику обращений и выдает по API её ассоциированной с пользователем школе.

Открытые протоколы: oEmbed, OAI-PMH, OpenSearch.

Социальная сеть ФШИБС[править]

Социальная сеть в целом должна быть схожа с http://edcommunity.ru/ и реализует п. 22 дорожной карты.

В принципе, социальная сеть может быть построена поверх электронной библиотеки, что позволит пользователям загружать собственный контент в электронную библиотеку и там же его воспроизводить. Преимуществом такого подхода будут плееры для образовательных ресурсов, в то время как на сайте-прототипе все ресурсы являются файлами и для воспроизведения их надо скачивать.

Электронный каталог ФШИБС[править]

Электронный каталог является центром профессиональной работы библиотекарей. В нем реализуются пункты 20, 23, 24 дорожной карты: каталогизация, комплектование, АПУ, расчет книгообеспеченности. ЭК умеет воспроизводить документы из ЭБ (путем встраивания плееров).

ЭК должен реализовать IFLA Library Reference Model (LRM), для чего потребуется создать новую систему каталогизации с корректным выделением уровней абстракций.

Этот ЭК должен содержать сиглы хранения (метки, в какой библиотеке находится тот или иной ресурс).

Если ЭБ и социальная сеть прежде всего для учителей и отчасти учащихся, то ЭК прежде всего профессиональный инструмент библиотекаря.

Информацию о том, какие документы где хранятся надо будет автоматически выгружать из региональных центров либо непосредственно из школ. Для этого также можно использовать сборщик OAI-PMH, а регионам и школам предоставить OAI-PMH-провайдер.

Энциклопедия[править]

Энциклопедии нет в дорожной карте, этот момент упустили и надо это исправить.

Корректное выделение уровней абстракций по IFLA LRM потребует описание таких сущностей как люди, произведения, места, события. Целесообразно под эти задачи выделить подпроект создания школьной энциклопедии, которая будет связана с контентом в ФШИБС.

ЭК будет интегрирован с энциклопедией, а энциклопедия с ЭК.

Данные в энциклопедии должны быть открыты под лицензией Creative Commons (CC0 или СС-BY) и доступны по открытым протоколам для интеграции с внешними системами.

В качестве движка можно использовать MediaWiki, хотя целесообразно посмотреть и на другие движки, такие как XWiki или рассмотреть возможность написания собственного движка, интегрированного с ЭК.

Поиск ФШИБС[править]

Вроде и ЭК и ЭБ имеют свой поиск и в ЭК есть всё, что есть в ЭБ, почему я выделил отдельным модулем еще один поиск?

Опыт показывает, что часто возникает ситуация, когда надо массово добавить в поиск большие массивы партнёрской информации (записи о документах на сторонних ресурсах) и эта информация не только часто добавляется, но и при отключении ресурсы исключается. По факту добавлять и исключать её из ЭК сильно неудобно т.к. это приводит к сложностям слияния записей и чревато замусориванием ЭК ненужной информацией или случайным удалением нужной.

Поэтому ЭК должен быть только про те документы и ресурсы, что доступны в ЭБ ФШИБС или в ЭК ФШИБС и физически хранятся в школах.

Тогда можно поставить отдельный поисковый сервер, в который и будут массово импортироваться внешние ресурсы и ресурсы ФШИБС. Основная идея в том, что он должен уметь полностью себя пересоздавать и переиндексировать и непосредственно в поисковом сервере метаданные никогда не правятся. В любой момент можно в нём все удалить и заново запустить процедуру создания поискового индекса из ЭБ/ЭК ФШИБС и неких внешних ресурсов, по которым мы хотим искать (например каталог агрегаторов, Большая российская энциклопедия, Национальная электронная библиотека и т.д.).

Открытые протоколы: OAI-PMH, OpenSearch. При поддержке MARC: SRU/SRW. Должна быть возможность создания виджета поиска и вставки виджета на сайтах школ.

ФШИБС как система в целом[править]

Все выше перечисленное составляет ФШИБС и относится к федеральному сегменту. Дополнительно необходима подсистема аналитики и мониторинга, которая в едином интерфейсе собирает данные со всех внутренних систем ФШИБС.

Необходимо подчеркнуть общее требование ко всем компонентам системы: все они должны нормально работать на мобильных устройствах в связи с мобилизацией трафика школьников и учителей.

Учебная среда (LMS)[править]

Отдельно от ФШИБС установлена учебная среда (LMS) для обучения библиотекарей и учителей. Учебная среда может быть Moodle, Canvas, Edx или иная, выбор которой целесообразно поручить внешним подрядчикам т.к. в рабочей группе недостаточно компетенций для обоснованного выбора. Но надо учитывать, что наверняка будут происходить аттестации работников, поэтому учебная среда должна уметь работать под достаточно большой нагрузкой при тестах.

Региональный сегмент[править]

Изначально договаривались, что система будет полностью централизованной. Однако в виду независимости регионов, они могут пожелать создать собственные системы (а у кого-то они есть), а с ФШИБС взаимодействовать по API.

Не стоит этому препятствовать и даже наоборот, API должно помогать реализовывать весь необходимый функционал.

Также надо учитывать, что коммерческий сегмент может также попытаться реализовать электронные школы и также и коммерческому сегменту предоставить возможность взаимодействия с ФШИБС.

Причины, по которым я выделил в региональном сегменте ЭБ и ЭК: сейчас сложно найти готовую систему, в которой и ЭБ и ЭК были реализованы на хорошем техническом и функциональном уровнях.

Школьный сегмент[править]

Да, школы тоже могут пожелать иметь внутри себя и ЭК и ЭБ как потому, что они уже есть, так и потому, что могут быть проблемы с сетевым подключением. Некоторый контент разумно скачать в локальную ЭБ и запускать контент из внутренней сети, особенно это будет касаться контента под VR/AR и видеоконтента. Не смотря на требования 50/100 Мбит/c на школу, по факту данные показатели могут быть не достигнуты, поэтому надо с самого начала закладывать возможность выгрузки в локальную школьную библиотеку части ресурсов ФШИБС (по открытым протоколам).

Еще одной причиной, почему школа может пожелать иметь свою ЭБ: библиотеки выполняют мемориальную функцию и в цифровом мире библиотека организации (школы) должна позаботиться об сохранении видео с локальных мероприятий, презентации, фотоальбомы, локальные образовательные ресурсы и т.п., а для этого нужна своя ЭБ.

В итоге мы закончили казалось бы парадоксальным фактом: строили полностью централизованную библиотеку, а в итоге всё равно получим россыпь библиотек и каталогов по всей стране. Смущаться этого не стоит, кто захочет, сможет использовать только федеральный сегмент, кто будет посильнее, сможет реализовать свои ресурсы на региональном и местном уровнях.

Текст предложений можно скачать здесь: https://elibsystem.ru/sites/default/files/user/ars/blog/school/shibc/predlogeniya.pdf

Комментарии

По совету Александра Молчанова, добавил сервис лицензирования.

Идея в том, что к некоторым печатным изданиям могут прилагаться электронные ресурсы и купив издание, надо обеспечить доступ к ресурсам. Поэтому сервис лицензирования (и управления доступом к ресурсам) надо вынести из ЭБ, чтобы он мог взаимодействовать и с ЭК и с ЭБ.