В последнее время библиотекари и сочувствующие часто пишут о "цифровой трансформации библиотеки" и приводят в качестве примеров цифровой трансформации то, что никакой цифровой трансформацией не является. Готового определения мне найти не удалось, воспользуюсь этим, чтобы дать собственное определение и затем его обосную.
Определение цифровой трансформации библиотеки[править]
Цифровая трансформация библиотеки – комплексное изменение бизнес-процессов для повышения конкурентоспособности библиотеки путем замены печатного фонда на цифровые сервисы, продукты и ресурсы.
Обоснование определения цифровой трансформации библиотеки[править]
Для начала надо разобраться с "цифровой трансформацией", а затем можно рассмотреть частный случай цифровой трансформации организации - цифровую трансформацию библиотеки.
Довольно подробно "цифровую трансформацию" библиотек я описывал в этой статье, отправлю читать ее (и лучше это сделать сейчас, перед продолжением чтения, но в той статье я забыл дать свое определение цифровой трансформации библиотеки и теперь исправляюсь). В той статье есть определения цифровой трансформации в разных контекстах, но главное определение от Минцифры я приведу:
Цифровая трансформация компании — комплексное преобразование бизнес-модели, продуктов и услуг и/или бизнес-процессов, направленное на рост конкурентоспособности компании и достижение её стратегических целей и отвечающее критерию экономической эффективности, на основе реализации портфеля инициатив по внедрению цифровых технологий, использованию данных, развитию кадров, компетенций и культуры для цифровой трансформации, современных подходов к управлению внедрением цифровых решений и финансированию их внедрения.
В той же статье я обращал внимание, что после цифровой трансформации библиотека не может остаться прежней или почти как прежней (оставить в основе своей информационной работы печатный фонд) так как это будет означать, что никакой "трансформации" (изменения) организации не произошло. Из определения выше ясно, что изменение организации идет через изменение ее бизнес-процессов (в библиотеках говорят о библиотечных процессах), изменение продуктов и услуг (именно изменение продуктов и услуг, а не изменение способов доставки или продвижения продуктов и услуг с помощью цифры).
"Цифровая трансформация" организации, как следует из определения выше - это изменение организации с помощью цифры.
Наконец в статье я разделял автоматизацию (процессы не меняются, но при их работе применяется цифра), цифровизацию (изменение процессов) и цифровую трансформацию (цифровизацию основных процессов) и там же делал вывод, что внедрение АБИС или RFID не являются цифровой трансформацией, так как при их внедрении сами процессы не меняются.
Ну и наконец, там же приводил тезис, что электронная библиотека (которая исключает участие библиотекаря в процессах выдачи/сдачи/поиска) не является цифровой трансформацией библиотеки, так как потребности общества изменились и сейчас нужны не амбары с пусть и цифровыми ресурсами, а скорее цифровые сервисы (цифровые продукты) под нужды конкретных целевых аудиторий, а потребности эти разные, где амбары ресурсов (цифровые библиотеки) - лишь частный случай цифрового продукта.
Посмотрим еще раз на мое определение:
Цифровая трансформация библиотеки – комплексное изменение бизнес-процессов для повышения конкурентоспособности библиотеки путем замены печатного фонда на цифровые сервисы, продукты и ресурсы.
Говоря про повышение конкурентоспособность я имею в виду удаленное информационное обслуживание в цифре, так как именно этого сейчас хотят пользователи, причем я имею в виду отнюдь не только выдачу (цифровых) книг и справок, а именно запуск различных цифровых сервисов/продуктов.
Да, в определении я прямо отказываю библиотеке в печатном фонде, так как если он остается, то надо оставить все процессы для его обслуживания и значит трансформации (изменения) организации не происходит.
Отсюда следствия:
- Все кто говорят про цифровую трансформацию библиотеки и при этом не собираются массово списывать печатный фонд никакую цифровую трансформацию делать не собираются (и это еще одна причина, почему отказ от печатного фонда я явно включил в определение - это маркер, отделяющий тех, кто хочет в трансформацию на самом деле от тех, кто хочет только орально);
- Списание печатного фонда и необходимость перераспределения бюджета в цифру означает массовые сокращения библиотекарей и отсутствие сокращений - признак отсутствия цифровой трансформации.
- Происходит великое уравнение в возможностях: накопленный десятилетиями (а то и столетиями) фонд не важен для будущего библиотеки и небольшая библиотека с 10 сотрудниками может обогнать в своем сервисе библиотеку с фондом в миллионы экземпляров и сотнями сотрудников (например в КиберЛенинке в 2016 г. работало 6 человек с бюджетом может в районе 15 млн., а посещаемость и количество книговыдач была больше РГБ, в которой 1.5 тыс. сотрудников и 2 млрд. бюджет).
Теперь что я понимаю под цифровыми сервисами/продуктами/ресурсами - для разных типов библиотек это могут быть разные сервисы/продукты/ресурсы, например для вузовской библиотеки я сходу насчитал 43 штуки и это не полный список. Для публичных библиотек надо смотреть на сервисы и вовсе в очень широком смысле - это то, что обществу необходимо и по каким-то причинам коммерческие компании не решают общественные проблемы или решают не должным образом и целесообразно запустить тот или иной сервис за счет государства (общества).
Наконец вы наверное обратили внимание, что мое определение короче определения Минцифры для компаний, в нем нет про цифровую культуру, данные, кадры, финансирование, так как для меня это все следствие запуска цифровых сервисов, продуктов и ресурсов и потому я не дублирую все это в своем определении.
Наконец отмечу, что в определении вместо цифровых сервисов/продуктов/ресурсов можно было бы просто написать цифровые продукты, однако я пишу про сервисы, так как не все знают что такое цифровой продукт, а что добавляю и ресурсы, хотя ресурсы и так входят в цифровые продукты - так это отсылка к прошлому, в котором библиотека занималась документами.