В запрещенной нынче соцсети я как-то писал, что учебное книгоиздание в вузах и сузах не несет ценности студентам и преподавателям. Вот если завтра учебники исчезнут, то в образовательной системе это почувствуют только школы. Большинство студентов и преподавателей вузов и сузов даже и не заметят.
Отсюда следует очевидный вывод, что учебное книгоиздание держится на устаревших правилах иметь по 25% учебников на студента или купить в ЭБС. Стоит его убрать и издательства обанкротятся буквально за пару лет (первый год учебники будут покупать по привычки, а на второй купят только те, которые реально необходимы преподавателям и по которым реально учатся).
Для издателей это очевидный риск. И что плохо, этот риск если наступит, то наступит внезапно (просто изменится нормативка) и из-за своей внезапности не оставит издателям времени на поиск ценности (почему учебным учреждениям надо покупать учебники, когда их не заставляет их покупать нормативка?).
Но что вообще могут издатели сделать?
Есть несколько вариантов как можно развиваться.
Я не буду рассматривать кардинальные (например переделаться в курсы и работать не на вузы, а на физиков), а рассмотрю сценарий, который не связан с кардинальными изменениями.
В чем проблема учебника? Студенты его не используют.
А почему? Потому, что преподаватели ведут занятия так, что учебник открывать не нужно, достаточно лекций. Более того, у многих лекции набраны из разных источников и вообще не попадают в учебник.
Поэтому издателю надо научиться приносить пользу преподавателю. Если учебник будет полезен преподавателю в учебном процессе, студенты тоже будут им пользоваться.
И вот тут выясняется, что преподавателю учебник не нужен. Не нужен, так как у него за годы преподавания предмета есть свои пожелтевшие листочки или в более продвинутом случае презентации в PowerPoint и его все устраивает.
Но можно ли что-то все-таки преподавателю предложить?
На уровне гипотезы можно:
- Подготовить презентацию к учебнику вместе с заданиями, чтобы их можно было использовать на занятии и на занятии сразу проводить тесты всех учащихся, таким образом спать на лекциях им будет сложно и придется напрягаться и демонстрировать освоение, а значит растет внимание и будет больше вопросов на понимание, как результат - выше образовательные результаты.
- Тесты на каждую тему с отправкой результатов в LMS учебной организации. Идея та же: проверять студентов не два раза за семестр (триместр), а после каждого занятия и студентам придется работать в процессе, а значит они освоят материал лучше.
Ключевая задача издателя: предоставить эти возможности как можно более беспроблемно с точки зрения встраивания в учебный процесс.
При этом стоит помнить, что:
- не надо делать курсы в LMS за преподавателя, курсы преподаватель целиком использовать не будет так как его программа не будет совпадать с курсом;
- не следует записывать видео с участием других преподавателей, так как в театре одного актера на сцене может быть только один актер, второго актера первый не потерпит;
- данные о прохождении тестов должны автоматически передоваться в LMS (ни в коем случае не ручной перенос).
Мне представляется оптимальным подход, при котором издатель дополняет учебник презентацией, тестами, банками заданий и с одной стороны формирует из этого всего библиотеку, с другой привязывая задания к учебнику формирует курс (то есть линейная последовательность тоже есть, но фактически курс издатель не создает, а курс есть вот эти ресурсы+учебник).
Также особо отмечу, что презентации, которые могут использоваться преподавателями на занятии, фактически ориентированы не на студента, а на преподавателя (экономят ему время). Этим такой образовательный продукт отличается от существующих ныне курсов (которые должны доставлять ценность студентам).
Какой с этого всего профит образованию? За счет того, что проверка знаний идет не 2 раза за семестр, а каждое занятие, освоение программы улучшится. При этом улучшение не обременяет преподавателя излишней работой, так как большую часть выполнит издатель, а преподавателю надо просто выбрать подходящие ресурсы под его программу и встроить их в LMS.
Есть ли у этого подхода минусы? Конечно есть. Начать хотя бы с того, что издателям до преподавателей в принципе достучаться не просто, что бы хорошего они ни сделали. Ну и много других проблем.
Ну а если кто-то из издателей хочет что-то такое попробовать, то ему потребуется конструктор ЭОР и библиотека, в которой это все будет храниться. А у меня как раз есть электронная библиотека с хорошим конструктором образовательных ресурсов на базе которой работает https://udoba.org и я могу помочь в решении технических вопросов (в чем создавать тесты и теорию, как передавать в LMS и т.д.). Пишите в личку, кому это интересно - пообщаемся.