При внедрении ELiS всегда встает вопрос создания навигации.
Содержание
Почему не УДК или ББК[править]
В начале отвечу, почему в ELiS нет навигаторов ББК, УДК или каких-то других: проекты по внедрению ELiS обычно насчитывают тысячи ресурсов, а не миллионы и эти тысячи ресурсов, если разложить по УДК или ББК, часто будут распределены очень неравномерно, используя лишь малую часть разделов, поэтому большой универсальный навигатор будет только сбивать с толку посетителей. Хуже того, зачастую универсальные навигаторы времен СССР плохо подходят к тому контенту, что есть у библиотеки. Например в вузе рационально сделать навигатор по подразделениям/факультетам и систематический по разделам или наукам, то есть УДК и ББК просто непригодны для такой задачи, так как не способны отразить структуру организации. В публичных библиотеках часто основу составляет периодика и её тоже нет смысла раскладывать по навигаторам, но зато навигатор должен быть вида: серии -> серия (газета) -> год -> выпуск, потому-что такой навигатор понятен и ожидаем со стороны пользователей.
Поэтому внедряя ELiS организации надо самой составить навигатор под свои ресурсы.
Как составлять навигатор[править]
ELiS может накладывать на одни и те же ресурсы сразу несколько древовидных навигаторов, которые будут пересекаться между собой на определенных папках или документах (один документ может входить в несколько древовидных навигаторов).
Не следует делать больше двух накладывающихся друг на друга древовидных навигатора так как пользователь будет в них путаться.
Следует сделать один основной навигатор, который обычно является систематическим с глубокой иерархией, а второй, если в нем есть потребность, вспомогательным. Вспомогательных может быть несколько, например если у вас несколько вспомогательных навигаторов по отдельным организациям с собственными корнями, но следует избегать ситуации, когда один ресурс или папка имеет более двух родителей.
Старайтесь основной навигатор разбивать так, чтобы не было папок с одинаковыми названиями в разных частях навигатора, например такое деление плохая идея:
- каталог
- учеба
- математика
- физика
- наука
- математика
- физика
- учеба
В данном случае лучше сделать систематический каталог со смешиванием науки и учебы и не разделением с помощью навигатора науки от учебы:
- каталог
- математика
- физика
Но в любом случае создание навигатора является сложной задачей, которая должна решаться в каждому случае индивидуально в зависимости от того, какие ресурсы у вас будут.
При создании навигатора также имейте в виду, что не следует на одном уровне иерархии (папке) размещать более 200 ресурсов, так как открытие папки будет тормозить, а пользователь все равно все 200 позиций вычитывать внимательно не будет. Более того, не будет читать и 100. Поэтому если у вас в папке скопилось 100 ресурсов - пора в папку добавлять подпапки и раскидывать ресурсы по подпапкам.
Место тегов и классов классификатора в навигации[править]
Помните, что кроме навигатора (папок) у вас есть еще словарь тегов и классификации (разница между которыми в том, что словарь классификации контролируемый и добавлять в него новые классы могут только пользователи с соответствующими правами). Пользуйтесь этими словарями для навигации. При клике на тег (термин в Drupal) вы увидите все ресурсы, которые таким тегом отмечены.
Как не надо делать навигаторы[править]
Есть большая практика типичных ошибок, совершаемых при создании навигатора и поэтому крайне полезно их изучить, чтобы не тратить время зря.
Самая часто встречающаяся ошибка: выделение типа контента в отдельную иерархию навигатора. Например в примере вуза выше попытались разделить науку от учебы. Так почти никогда делать не надо, а надо тип контента записать в теги (или классификацию).
Вторая часто встречающаяся ошибка у начинающих: использование папок в качестве метки там, где подошли бы теги и со временем оказывается, что в одной папке лежат тысячи ресурсов. Изначально мотивация создания папок такая, что дескать можно перейти в папку и посмотреть все ресурсы в ней. Но папки с тысячами ресурсов никто не будет последовательно просматривать, поэтому такая навигация совершенно бесполезна и даже хуже: она вызывает большую нагрузку на сервер при попытке загрузить и отсортировать тысячи ресурсов. Что делать, если все-таки иметь некую метку хочется? Используйте теги и по клику на тег будут выведены все помеченные им документы. Также ресурсы, помеченные тегом, будут находиться в поиске с попаданием поискового запроса в тег. При этом просмотр страницы тега не вызывает большую нагрузку на сервер так как сложной сортировки с загрузкой всех полей ресурсов (как в папках) не производится. Совет: используйте папку только в том случае, если в ней будет лежать не более 100 ресурсов, а если в процессе добавления ресурсов их станет больше 100, то вы можете добавить подпапки и перенести ресурсы в подпапки. Если для вашей папки такое невозможно, значит вам надо использовать вместо папки тег.
Бывает, что наименования папки не хранят в заголовке контекст, так как составитель навигации предполагает, что спускаются сверху вниз по навигатору и контекст понятен. Например может быть составлена навигация:
- Газеты
- Комсомольская правда
- 1995
- выпуск 4
- 1995
- Комсомольская правда
В чем проблема? В том, что пользователь может из поиска сразу прийти в выпуск 4 и тогда он не понимает, где он находится. Также по ожидаемому поисковому запросу "комсомольская правда 1995 4" пользователь выпуск 4 не найдет, так как нигде в метаданные не записано, что выпуск 4 - это относится к Комсомольской правде за 1995 год. Как надо? Надо сохранять контекст:
- Газеты
- Комсомольская правда
- Комсомольская правда 1995
- Комсомольская правда 1995 выпуск 4
- Комсомольская правда 1995
- Комсомольская правда