К проекту приказа об перечне допущенных ЭОР отправил 6 предложений:
Методика отбора ЭОР содержит существенные недостатки:
1) подать ресурсы на экспертизу может только владелец исключительных прав. Таким образом закупленные государством в предыдущие годы образовательные ресурсы не могут быть поданы на экспертизу и попасть в федеральный перечень ЭОР при том, что их лицензия позволяет свободное использование ресурсов в образовательных целях, а значит бюджетные затраты на создание Российской электронной школы (https://resh.edu.ru/), Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), Медиатеки Темоцентра (http://store.temocenter.ru/) будут утеряны, а сами перечисленные ресурсы запрещены к использованию в школе. Также издатели не могут покупать изображения для ЭОР на сервисах продажи изображений, так как продаваемые там изображения используют неисключительные лицензии.
Перечисленные ресурсы уже проходили экспертизы, однако возможно требуется актуализация (отклонение тех из них, на которых, например, некорректно указаны географические границы России).
Предлагаю изменить методику отбора с целью допуска закупленных государством ресурсов и свободно распространяемых под открытыми лицензиями и поручить Минпросвещения провести экспертизу указанных ресурсов с целью включения в реестр. Также требуется отменить требование обладание исключительными правами и допустить ресурсы, использующие неисключительные права, главное, чтобы заявитель имел права на использование ЭОР в учебном процессе и его распространение.
2) Фактически методика отбора подменяет понятие ЭОР на понятие электронный учебник или электронный курс. ЭОР в большинстве случаев рассматривается профессионалами как небольшой ресурс и учитель составляет из различных ЭОР собственную подборку, которая наилучшим образом подходит его стилю, методикам обучения и конкретному классу. То есть ЭОРы - это небольшие ресурсы по конкретной теме урока или даже отдельному фрагменту урока. ФЦИОР, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, Медиатека Темоцентра - это библиотеки таких небольших ЭОР. В методике же фактически требуется цельность, то есть ЭОР должны быть размером с учебный курс (учебник) и список одобренных ЭОР это подтверждает, значит никакая вариативность обучения невозможна и по существу это уже не ЭОР, а курс/учебник.
Методику требуется изменить для возможности попадания небольших ЭОР.
3) Экспертиза ЭОР проводится раз в год, что создает необоснованные ограничения на добавления ЭОР в течении года. Также в случае выявления ошибок затрудняется изменение ЭОР. Вот, например, войдут в состав России ДНР и ЛНР, значит уже одобренные ЭОР начнут содержать недостоверные сведения и будут подлежать исключению. А вот взамен новые можно будет подать только через пол года. С учетом того, что по некоторым предметам есть единственный ЭОР, есть риск по части предметам вообще остаться без ЭОР.
Предлагаю изменить экспертизу на постоянно действующую и установить срок для проведение экспертизы не более 30 дней с момента подачи ЭОР на экспертизу, а для небольших ЭОР на один урок не более 7 дней.
4) Существующая методика и законодательство делает фактически Библиотеку МЭШ с ресурсами учителей незаконной, равно как незаконными становятся другие сервисы с контентом учителей. Учителя больше не имеют права создавать учебные презентации, тесты (которые тоже являются ЭОР и ответы на которые нельзя списать в ГДЗ) и т.д., в то же время если они тоже самое нарисуют мелом, а тесты распечатают на бумаге, то оказывается, что так можно. Таким образом учителя наказываются за попытку облегчения своего труда за счет автоматизации и повышения качества образования путем выдачи заданий ответов к которым нет в ГДЗ.
Предлагаю улучшить методику отбора и автоматически одобрять использование ЭОР, созданных учителями, при условии использования этих ЭОР только в своей школе, а на экспертизу выносить те учительские ЭОР, которые предлагаются для использования другими учителями в других школах (как сейчас сделано в МЭШ).
5) Формирование строго ограниченного перечня ЭОР приведет к быстрому попаданию заданий из входящих в него ЭОР в сервисы Готовых домашних заданий (ГДЗ). Попадание заданий из ЭОР в ГДЗ уже привело к профанации обучения и падению качества образования, в том числе при удаленном обучении.
Предлагаю изменить правила по нахождению ЭОР среди одобренных таким образом, что при появлении ответов к одобренным ЭОР, производитель ЭОР должен принять меры по изменению заданий (чтобы старые ответы из ГДЗ больше не подходили) в месячный срок с момента обнаружения утечки решений и в случае не изменения ЭОР после первого предупреждения со сроком реакции 2 недели исключать ЭОР из перечня одобренных.
6) Методика отбора требует обязательного офлайнового режима работы ЭОР, вместе с тем это означает, что ответы к ЭОР будут размещены в самом ЭОР и извлечь их оттуда для формирования ответов в ГДЗ, как правило, не составляет труда. Таким образом простота подготовки решений ГДЗ заложена в самих ЭОР.
Предлагаю требование об офлайновом режиме работы ЭОР исключить. В школах есть библиотеки с компьютерами (ну или должны быть) и у кого дома проблемы с доступом в интернет могут решать домашние задания в школе. При использовании ЭОР от школы надо просто требовать доступности ЭОР из библиотеки и работы библиотеки до вечера, чтобы учащиеся могли отдохнуть и приступить к выполнению ДЗ на компьютерах школьной библиотеки.
P.S.
В итоге перечень приняли: https://docs.edu.gov.ru/document/ec5352b65ed23ff3c21605fae479312f/
Что удивительно? Выложены итоговые баллы по результатам экспертизы. Возьмем физику. По физике прошли ЭОР только "Академии Минпросвещения", набрав 89.91 баллов. А вот ровно столько же баллов набравшие ЭОР от "СберОбразования", "Института инновационных технологий", "ФизиконЛаб", "Просвещение" - не прошли. Почему? Не понятно, по моему разумению раз баллы набрали одинаковые, то и пройти должны были все перечисленные.
Ну ладно, так а были те, кто набрал меньше 89.91 балла? Были, они набрали 88.89 баллов (то есть на один балл меньше). При разнице между прошедшими и непрошедшими в 2% стоило включить и тех и других.