На прошедшем семинаре представили достижения развития МЭШ: https://ioe.hse.ru/news/605375359.html
Развитие Библиотеки МЭШ как учителецентричный сервис интересно сравнить с построенным на ELiS сервисе УДОБА.
При этом МЭШ возникла 5 лет назад и в её развитие вкачивается около 1 млрд. руб. в год, значительная часть из этих денег идет на материальное стимулирование учителей по созданию ресурсов. УДОБА существует 2 года с минимальным бюджетом.
Содержание
Структура ресурсов[править]
Структура ресурсов МЭШ[править]
Структура ресурсов УДОБА[править]
- Accordion: 260
- Agamnotto: 34
- Арифметический тест: 523
- AR: 18
- Аудио: 395
- Аудио рекордер: 25
- Ветвящийся сценарий: 58
- Диаграмма: 159
- Коллаж: 263
- Колонка: 477
- Презентация курса: 789
- Кроссворд: 530
- Диалоговые карточки: 1166
- Диктант: 164
- Документация: 24
- Drag and Drop: 1010
- Перетаскивание слов: 1267
- Эссе: 76
- Заполни пропуски: 1213
- Найди множество областей изображения: 243
- Найди область изображения: 318
- Найди слова: 3308
- Переворачивающиеся карточки: 751
- Угадай ответ: 326
- iframe: 227
- Выбери изображение: 303
- Пары изображений: 217
- Слайдер изображений: 175
- Интерактивная книга: 344
- Интерактивное видео: 1593
- QR-код: 61
- Отметь слова: 387
- Игра на запоминание: 1127
- Множественный выбор: 527
- Личностный опрос: 18
- Набор вопросов: 708
- Сортировка параграфов: 194
- Произнеси слова: 49
- Набор для произношения слов: 90
- Шкала времени: 304
- Правда или ложь: 716
- Виртуальный тур: 197
Всего интерактивных ресурсов 23627 и 423 домашних задания в виде фото.
Всего загружено изображений в УДОБА: 6770.
Таким образом видно, что в МЭШ значительно больше изображений, аудио, простых тестов (сложны в МЭШ нет) и текста. Видео больше в УДОБА (правда в УДОБА видео именно что встраивается, загружается на сам сервер оно реже из-за ограничения объема в 10МБ).
Если сравнивать комплексные образовательные материалы (в УДОБА это колонка, презентация, ветвящийся сценарий, интерактивная книга), то это 1668 ресурсов, что сильно меньше 56 тыс. ресурсов в МЭШ в виде сценарии уроков.
А вот если сравнивать количество интерактивных заданий, то они все такие и в УДОБА их 24 тыс. и общее количество схожих комплексных материалов в МЭШ 132 тыс. (сценарии + тесты), то разница всего в 5 раз в пользу МЭШ.
Пользователи[править]
В МЭШ 60+ тыс. учителей и 1.2+ млн. учеников.
В УДОБА количество учеников и учителей оценить можно лишь примерно, так как роли не разведены и ученики обычно не регистрируются. Всего зарегистрировано аккаунтов 12841, по всей видимости почти все они - учителя/преподаватели/репетиторы. Количество учеников можно грубо оценить умножив на 20 (один учитель приводит примерно 20 учеников) и тогда это 250 тыс. учеников.
Разница между МЭШ и УДОБА снова примерно в 5 раз.
Предметы[править]
Так как в УДОБА не используются никакие готовые классификации для тегирования ресурсов, сравнения по предметам не будет, но график МЭШ стоит привести:
Стоит отметить, что учителя русского и математики слабо используют МЭШ. Допускаю, что это связано с неразвитостью конструктора в МЭШ для заданий по этим предметам и УДОБА здесь для них была бы интересней, так как есть интерактивные типы заданий как для создания заданий с текстами, так и поддержка математических выражений.
Обсуждение[править]
УДОБА по многим параметрам не так уж сильно отстает от МЭШ, не смотря на значительно меньшее финансирование. Но аудитория у УДОБА и у МЭШ разная: в УДОБА приходят в основном небольшой процент активных энтузиастов по использованию цифры в школе, в то время как МЭШ стимулируют использовать и доля использования по некоторым предметам очень высока (информатика, география, история и т.д.). Таким образом УДОБА собирает давно работающих с цифрой энтузиастов со всей России, в то время как МЭШ в основном с Москвы и средний уровень ресурсов в МЭШ ниже.
Показатели УДОБА ниже МЭШ, но не так уж значительно: всего в 5 раз по количеству пользователей и созданных ресурсов. При этом в МЭШ доля некоторых типов медиа значительно больше УДОБА, в то время как в УДОБА довольно активно используют интерактивное видео.
Что также интересно, примерно в 5 раз отличается и количество различных интерактивных комплексных ресурсов (H5P в УДОБА и сценарии+тесты в МЭШ), что говорит о схожести процессов использования этих сервисов.
Если посмотреть семинар, то ведущие отмечают слабую вовлеченность учителей в использование Библиотеки МЭШ в виду консервативности учителей и даже поднимается вопрос, что ставка на учителя является ошибкой и надо развивать МЭШ для ученика.
Ну да, такая проблема имеет место быть, что очень небольшой процент учителей активно сами что-то создают и за счет опыта делают это на достойном уровне. Но что значит сделать ставку на ученика? Идея МЭШ была в том, что учитель является центральным звеном в обучении ученика и надо подтянуть уровень именно учителя. "Ставка на ученика" видимо означает, что учителей массово подтянуть невозможно, поэтому надо качество обучения вытягивать в обход учителя технологическим путем (например адаптивными курсами и т.д.), при этом роль учителя снижается, а роль алгоритмов и контента растет. Ну это интересный дискуссионный вопрос, как стратегически надо развивать школу, покажет опыт.