На ММСО 2021 помучал представителей СберКласса на тему их продукта для образования. В начале описание что нового узнал, а затем почему этот проект провалится.
Демо (говорят, что оно не обновленное) можно посмотреть здесь: https://demo.sberclass.ru/
Итак, что узнал из общения:
Содержание
1. Раньше СберКласс работал на импортной LMS, но сейчас написали отечественную и демо - уже отечественное ПО.
Это хорошо. Но судя по всему веб-интерфейс очень тяжелый (20+ МБ) на страницу, можно предположить, что сделали его на какой-нибудь Java, так как типичный сайт весит 2-3 МБ, а вот с использованием Java, когда интерфейс пишется не на HTML, а тоже на Java, такое бывает.
Кроме того, когда выплевывались ошибки, мне показалось, что способ вывода очень похож на МЭШ. Не знаю, одна команда делает или нет, но в принципе это было бы логично, воспользоваться аутсорсинговыми услугами тех, у кого уже имеется опыт в образовании. Но если наняли тех же людей, кто делает МЭШ, то надо морально готовиться и к качеству на уровне МЭШ.
По интерфейсу много UI/UX-ошибок. Но наверное будут еще докручивать.
2. В СберКласс включены ресурсы почти по всем курсам. Делаются для углубленного изучения.
Посмотрел на некоторые и часто используются внешние ресурсы, например видео с YouTube, который в школах часто забанен. Мне объяснили, что выдают список URL к YouTube, но мне кажется, когда они начнут добавлять контент, поддерживать такой список в школах будет тем еще геморроем. Аналогично проблема с внешними ресурсами, что они порою исчезают. На YouTube рекламы нет (реклама в образовательных ресурсах запрещена), это мое возражение они отбили.
Общее впечатление, как и в случае с МЭШ конструктор не впечатлил. Видно, что делают ресурсы в попыхах. Но я увидел только некоторые ресурсы, может мое первое впечатление неверное.
3. Из маркетинга есть слова про персонализацию, хороший контент, СберКласс про весь учебный процесс (а не про домашку), генерация отчетности за учителя.
Видел как представители Сбера беззастенчиво врали приукрашивали ответы посетителям на их вопросы. В частности у них пока нет интеграции ни с какими региональными дневниками (обещают добавить, ага), а значит учителя будут оценки ручками переносить, какое уж здесь снятие административной нагрузки? Да и пару лет назад такое сама Ольга Васильева обещала, так что не эксклюзивная фича даже когда появится. Изменение всего процесса тоже недостаток (объясню ниже), в хорошести быстро сделанного контента я несколько сомневаюсь, хотя наверное будут улучшать, ну и у МЭО контент вроде тоже норм, но к успеху их это не привело, а ведь они тоже стремились своим контентом на урок зайти, а не только домашками ограничиться.
В качестве примера приведу одно из заданий, попробуйте угадать являются ли перечисленные примеры ИТ, теорией или прикладной деятельностью.
Подсказка: чтобы сделать поисковик и применять его в реальности, вначале надо изучить тему поиска теоретически, чтобы написать язык программирования, надо погрузиться в теорию, а уже после программисты будут писать код и тоже иногда для написания кода им потребуются научные исследования, по сжатию тоже вначале пишут научные статьи и после появляются конкретные стандарты сжатия и архиваторы и т.д. Но в этом задании радиокнопки, т.е. выбрать надо что-то одно -)
4. Адаптивность ресурсов типа есть на уровне курсов, но не на уровне между курсами.
Обещали пофиксить и добавить между курсами. Для адаптивности надо разработать онтологию, они сказали, что типа что-то взяли и сами сконструировали (не удивлюсь, если это похоже на КЭС из МЭШ), но открыть эту онтологию под открытой лицензией отказались (а я предложил создать предметные онтологии, которыми бы все могли пользоваться). Прямо сейчас есть возможность выбрать 3 уровня сложности и подробности изложения материала (почему-то 2.0, 3.0, 4.0). Ученик выбирает сам (персонализация же) и фактически сам формирует свою учебную программу. Также на входе в курс предлагается определиться каких учебных целей ученик хочет достичь.
Почему СберКласс не полетит?[править]
Нельзя просто так взять и заменить учебный процесс[править]
Со СберКлассом заходят в основном не на регионы целиком, а на отдельные школы, хотя где-то удается найти по их словам общий язык с регионами. Это означает, что пока СберКласс будет возиться со своими сотнями школ, другие лидеры (Учи.ру, ЯКласс и т.д.) продолжат доминировать на рынке. И с заходом в сотню школ в год СберКласс не сможет существенную долю рынка отгрызть ни в какие разумные сроки. При этом важно понимать принципиальное отличие СберКласса от эдтех-конкурентов: популярный эдтех встраивается в существующий учебный процесс, делая ставку в основном на работу дома, а СберКласс должен полностью заменить учебный процесс, так как с самого начала в нем ярко выраженная персонализация и весь учебный процесс должен строиться принципиально иначе.
Эта попытка заменить учебный процесс, а не дополнить и станет причиной провала. Ну смотрите сами: ФЦИОР, ЕКЦОР, Медиатека ТемоЦентра - все провалились, хотя у них есть и хороший контент для уроков. МЭО плетется где-то в 200 тыс. визитов в месяц и по SimilarWeb стагнирует. Открытая школа 2035 вылетела из SimilarWeb (имеет меньше 50 тыс. визитов в месяц), хотя у них большое количество ресурсов вообще в виде мультика отрисовано и вполне увлекательно.
Вывод: контент - не залог успеха. Учителя игнорируют на уроке в своей массе любой контент, который они создали не сами. А значит проигнорируют и ресурсы СберКласса.
Учителя вообще смотрят на СберКласс как на место с образовательными ресурсами, а не как на платформу персонализированного обучения. В своей практике (и это подтвердили в общении, что директора принимают персонализацию, а учителя нет) учителя ничего не изменят и значит сама идея персонализации окажется не рабочей.
СберКласс отличается от популярного эдтех-а в стране тем, что он гораздо более человечен и очень высокую роль в нем играет учитель, даже большую чем в традиционной школе. А это значит, что система становится критически уязвима к пониманию своей роли учителем.
А раз по результатам внедрения СберКласса переход на персонализированное обучение не произойдет, значит сразу можно сказать, что внедрение СберКласса провалится.
Персонализация требует дополнительных денег[править]
В эдтехе есть направление автоматического формирования индивидуальных образовательных траекторий (вот как раз индивидуализация практически даром), но это не про персонализированный СберКласс.
Раз ПО не подхватывает учителя, персонализация не осуществляется техническим путем, от учителя требуется большие трудозатраты, а значит обучение в СберКлассе должно стать дороже. Но кто оплатит это удорожание? СберОбразование оплачивать не будет, в его 1 млрд. уставного капитала на это просто не заложены деньги и что СберОбразование не доплачивает учителям мне подтвердили в общении. Регионы оплачивать не будут тоже, а это значит персонализация должна внедряться на фоне 1.5-2 ставок на учителя и ну просто нет ресурсов у учителя тратить на обучение больше времени.
Да, во всяких там проектах цифротрансформации денег на учителя я тоже не припомню. Значит говоря бюрократическим языком: "персонализация не обеспечена ресурсами".
Нет успешных примеров[править]
СберКласс должен был запускаться именно в качестве эксперимента. Сбер на это разрешение получил еще когда Марина Ракова работала в Минпросвете. Логично, что более чем за год с внедрения и с учетом массового перехода на удаленку должны были накопиться данные об успехе проекта. Я спросил и их нет. Да, меня заверили, что сотрудники СберОбразования верят в проект, но мы то понимаем, что пилоты делаются именно чтобы перейти от веры к фактам. Ну а раз нет данных об успехе - логично предположить, что пока эксперимент провален.
Выводы[править]
Я не понимаю на что рассчитывают менеджеры СберОбразования, совершенно не учитывая предыдущий отрицательный опыт Минпросвета. Их видение внедрения СберКласса - совершенно утопично в условиях российской школы.
P.S. Все написанное является личным оценочным мнением автора. Возможно что-то из объяснений представителей СберОбразования я понял неправильно.