Содержание
Традиционная модель[править]
Традиционная модель образовательных ресурсов включает в себя цепочку автор-издатель-агрегатор-библиотека-студент.
В этой цепочке:
- автор пишет на основе существующих знаний учебник;
- издатель выкупает права редактирует, корректирует, готовит к печати, оплачивает печать, распространяет через агрегаторов;
- агрегатор собирает литературу нескольких издателей и продаёт её библиотекам;
- библиотеки покупают, складывают в книгохранилище и выдают студентам пока учебник не устареет;
- студент берёт и сдаёт учебник.
Экономика традиционной модели[править]
В России частного образования мало, поэтому в основном платит за всё государство и сами студенты (платные). Но платит не непосредственно издателю, а через образовательные организации.
Деньги и права в своих руках собирает либо издатель, либо иногда автор (если у автора остаются исключительные права). Прибыль тоже сосредотачивается в руках издателя, если он сможет выгодно продать.
Но издатель заинтересован издавать только относительно популярные книги, имеющие коммерческий потенциал.
Чтобы было производство и малопопулярных книг, есть договорённость, что преподавателей будут принуждать выпускать учебные пособия, учебники и монографии через внутреннюю систему мотивации. Где-то это система привязана к занимаемым должностям, где-то к KPI, здесь достаточно простора для локальных действий.
Авторы стараются издаться в издательствах коммерческих, т.к. у них жестче отбор и это означает репутационное подтверждение, что книга хорошая.
Эта экономика даёт сбой, т.к. в последнее время бумагу закупать стали меньше (она не интересна), доходы ЭБС не слишком сильно повысились и многие небольшие издатели на грани рентабельности, а кто-то уже успел сократить штат сотрудников (а значит и производство уменьшится), а более крупные издатели ослабляют процедуру издательского процесса, чтобы больше издавать и компенсировать выпадение доходов с продажи бумаги (снижается общее качество).
Текущая модель обладает слабым потенциалом для развития, т.к. надо переходить с учебников на интерактивные курсы, но для этого нужно в разы больше денег, а денег нет даже для поддержания текущего процесса на качественном уровне.
Вместе с тем, учебники имеют малую ценность в виде PDF для студентов и преподавателей и используются в образовательном процессе разве что в школе.
Экономика книгоиздания на модели открытых образовательных ресурсов[править]
Есть модель "Открытой науки", где происходит переворот финансирования и теперь уже не читатель платит за книги, покупая их, а автор платит за редакционно-издательский процесс. Результат - научные статьи раздаются бесплатно под открытыми лицензиями.
Эту модель уже действует (хотя её внедрение в Европе идёт со скрипом из-за олигополизации основных издателей), в том числе и в России журналы переходят в открытый доступ.
Можно модель распространить и на учебные ресурсы и тогда цепочка: (автор+издатель)-студент.
Здесь идёт переход с создания учебников на создание курсов. Но для курса нужен иллюстратор, методист, видеомонтажёр, контент-менеджер (выкладывающий ресурсы в LMS). Для сопровождения нужна преподавательская поддержка.
В "новой" схеме оплачивает создание курса автор (точнее его образовательная организация), а издатель очень тесно работает с автором (т.к. нужно привлечь значительное количество людей и велик объем работы для подготовки курса), издатель не получает прав (он получает деньги за труд своих сотрудников), а курс распространяется под открытой лицензией (например Creative Commons) для всех желающих. Возможно на LMS образовательной организации, которая одновременно выступает и сервис-провайдером.
Необходимость выступать издателю или самой образовательной организации сервис-провайдером возникает тогда, когда курс сложно переносим на другие LMS (хотя есть SCORM, в реальности с переносом могут возникнуть проблемы). Поэтому распространения под открытыми лицензиями может быть недостаточным для доступности курса для обучения.
В этой модели предполагается увеличение финансирования на создание образовательных ресурсов (хорошие курсы делать в разы дороже хороших учебников), у коммерческих издателей коренным образом меняется роль, они больше не владельцы прав и зарабатывают только за работу своих сотрудников, агрегаторы полностью исчезают, т.к. исчезает акт продажи библиотекам, ну и библиотеки больше не нужны, а нужны LMS.
Полагаю, что коммерческие издатели будут делать курсы качественнее вузовских, поэтому они на рынке останутся, но будут играть другую роль.
Преимущества открытой модели[править]
- исчезают посредники, т.к. ресурсы становятся бесплатными, их продажа больше не нужна;
- высокая доступность образовательных ресурсов (они доступны всем, в том числе для переиспользования);
- перезапуск модели позволяет привлечь финансирование к созданию курсов и сменить образовательную модель с учебников на курсы;
- внедрение курсов в образовательную практику вместо неактуальных учебников;
- повышение квалификации преподавателей в части создания интерактивных образовательных ресурсов;
- за счет повышения мотивации при использовании интерактивных заданий и мгновенной обратной связи, повышение образовательных результатов.
Недостатки[править]
- нужна хорошо проработанная модель мотивации образовательных организаций на инвестирование в создание курсов;
- издателям может не очень нравиться перспективы уменьшения прибыли;
- риск откатов и нарушений этики в результате того, что теперь автор будет получать деньги на создание курсов от образовательной организации (на подобие, как это происходит со статьями);
- риск создания курсов-учебников, состоящих просто из копипасты учебников в LMS.