home

Трансформация образовательного книгоиздания в модель открытых образовательных ресурсов

file-600c7e898ce8a.jpg

Традиционная модель[править]

Традиционная модель образовательных ресурсов включает в себя цепочку автор-издатель-агрегатор-библиотека-студент.

В этой цепочке:

  • автор пишет на основе существующих знаний учебник;
  • издатель выкупает права редактирует, корректирует, готовит к печати, оплачивает печать, распространяет через агрегаторов;
  • агрегатор собирает литературу нескольких издателей и продаёт её библиотекам;
  • библиотеки покупают, складывают в книгохранилище и выдают студентам пока учебник не устареет;
  • студент берёт и сдаёт учебник.

Экономика традиционной модели[править]

В России частного образования мало, поэтому в основном платит за всё государство и сами студенты (платные). Но платит не непосредственно издателю, а через образовательные организации.

Деньги и права в своих руках собирает либо издатель, либо иногда автор (если у автора остаются исключительные права). Прибыль тоже сосредотачивается в руках издателя, если он сможет выгодно продать.

Но издатель заинтересован издавать только относительно популярные книги, имеющие коммерческий потенциал.

Чтобы было производство и малопопулярных книг, есть договорённость, что преподавателей будут принуждать выпускать учебные пособия, учебники и монографии через внутреннюю систему мотивации. Где-то это система привязана к занимаемым должностям, где-то к KPI, здесь достаточно простора для локальных действий.

Авторы стараются издаться в издательствах коммерческих, т.к. у них жестче отбор и это означает репутационное подтверждение, что книга хорошая.

Эта экономика даёт сбой, т.к. в последнее время бумагу закупать стали меньше (она не интересна), доходы ЭБС не слишком сильно повысились и многие небольшие издатели на грани рентабельности, а кто-то уже успел сократить штат сотрудников (а значит и производство уменьшится), а более крупные издатели ослабляют процедуру издательского процесса, чтобы больше издавать и компенсировать выпадение доходов с продажи бумаги (снижается общее качество).

Текущая модель обладает слабым потенциалом для развития, т.к. надо переходить с учебников на интерактивные курсы, но для этого нужно в разы больше денег, а денег нет даже для поддержания текущего процесса на качественном уровне.

Вместе с тем, учебники имеют малую ценность в виде PDF для студентов и преподавателей и используются в образовательном процессе разве что в школе.

Экономика книгоиздания на модели открытых образовательных ресурсов[править]

Есть модель "Открытой науки", где происходит переворот финансирования и теперь уже не читатель платит за книги, покупая их, а автор платит за редакционно-издательский процесс. Результат - научные статьи раздаются бесплатно под открытыми лицензиями.

Эту модель уже действует (хотя её внедрение в Европе идёт со скрипом из-за олигополизации основных издателей), в том числе и в России журналы переходят в открытый доступ.

Можно модель распространить и на учебные ресурсы и тогда цепочка: (автор+издатель)-студент.

Здесь идёт переход с создания учебников на создание курсов. Но для курса нужен иллюстратор, методист, видеомонтажёр, контент-менеджер (выкладывающий ресурсы в LMS). Для сопровождения нужна преподавательская поддержка.

В "новой" схеме оплачивает создание курса автор (точнее его образовательная организация), а издатель очень тесно работает с автором (т.к. нужно привлечь значительное количество людей и велик объем работы для подготовки курса), издатель не получает прав (он получает деньги за труд своих сотрудников), а курс распространяется под открытой лицензией (например Creative Commons) для всех желающих. Возможно на LMS образовательной организации, которая одновременно выступает и сервис-провайдером.

Необходимость выступать издателю или самой образовательной организации сервис-провайдером возникает тогда, когда курс сложно переносим на другие LMS (хотя есть SCORM, в реальности с переносом могут возникнуть проблемы). Поэтому распространения под открытыми лицензиями может быть недостаточным для доступности курса для обучения.

В этой модели предполагается увеличение финансирования на создание образовательных ресурсов (хорошие курсы делать в разы дороже хороших учебников), у коммерческих издателей коренным образом меняется роль, они больше не владельцы прав и зарабатывают только за работу своих сотрудников, агрегаторы полностью исчезают, т.к. исчезает акт продажи библиотекам, ну и библиотеки больше не нужны, а нужны LMS.

Полагаю, что коммерческие издатели будут делать курсы качественнее вузовских, поэтому они на рынке останутся, но будут играть другую роль.

Преимущества открытой модели[править]

  • исчезают посредники, т.к. ресурсы становятся бесплатными, их продажа больше не нужна;
  • высокая доступность образовательных ресурсов (они доступны всем, в том числе для переиспользования);
  • перезапуск модели позволяет привлечь финансирование к созданию курсов и сменить образовательную модель с учебников на курсы;
  • внедрение курсов в образовательную практику вместо неактуальных учебников;
  • повышение квалификации преподавателей в части создания интерактивных образовательных ресурсов;
  • за счет повышения мотивации при использовании интерактивных заданий и мгновенной обратной связи, повышение образовательных результатов.

Недостатки[править]

  • нужна хорошо проработанная модель мотивации образовательных организаций на инвестирование в создание курсов;
  • издателям может не очень нравиться перспективы уменьшения прибыли;
  • риск откатов и нарушений этики в результате того, что теперь автор будет получать деньги на создание курсов от образовательной организации (на подобие, как это происходит со статьями);
  • риск создания курсов-учебников, состоящих просто из копипасты учебников в LMS.