Как образовательным библиотекам пройти цифровую трансформацию?
Для начала надо договориться о терминах:
Цифровая трансформация - глубокое преобразование 1) производственных и организационных операций, 2) технологических процессов, 3) обязанностей работников и 4) моделей их деятельности, которое необходимо для кардинального повышения производительности труда и эффективности предприятия в целом. Она опирается на быстро развивающиеся цифровые технологии, учитывает уже произошедшие, происходящие и ориентируется на будущие технологические изменения.
Ключевой момент, что должно быть кардинальное повышение производительности труда, поэтому создание электронного каталога для миллиона книг в книгохранилище - не цифровая трансформация, т.к. после создания каталога люди больше читать не начинают.
А есть ли примеры, когда за счет цифры читать начали больше?
Есть, например число визитов в электронный архив УрФУ за один только декабрь 2020 составило 750 тыс., что близко к посещаемости Российской государственной библиотеки за год ногами.
Если вернуться к образовательным библиотекам, то надо обсудить то как отрасль работала с образовательными ресурсами и то, как будет работать.
Содержание
Цепочка доставки ресурсов во время бумаги[править]
Раньше была цепочка Автор - Издатель - Библиотека - Студент.
В этой цепочке все были четко разделены по ролям, автор долго пишет, издатель улучшает корректурой/редактурой, технически готовит к печати, вкладывает деньги в печать и продаёт (иногда через библиотечных коллекторов) в библиотеки.
Библиотеки сохраняют в книгохранилище и выдают учебники студентам.
Никого нельзя подвинуть, у каждого звена своя чёткая роль.
Цепочка в новом контенте[править]
Сегодня и в будущем контент оцифровывается и учебники заменяются новыми цифровыми ресурсами.
Представим ситуацию, что это курсы. Т.к. у нас речь про цифровую трансформацию и про рост производительности труда, то пусть это курсы не только для внутреннего использования, а на всю страну.
Качественные курсы[править]
Значит курсы должны быть качественно созданы и издатель привлекает иллюстратора, монтажёра, методиста на этапе создания курса. Затем выясняется, что курсы плохо переносимы и их нельзя как книгу отправить по библиотекам, а надо опубликовать в какой-то LMS и предоставлять в неё доступ, т.е. издатель становится ещё и сервис-провайдером.
При этом издатель вкладывает в процесс создания курса уже больше, чем сам автор и должен с автором очень тесно работать, а библиотека больше в цепочке распространения не нужна, а сама цепочка (автор+издатель) - студент.
Авторские ЭОРы[править]
Хорошо, представим другую частую ситуацию: цифра используется автором для создания ЭОРов только для своих студентов. Раньше автор делал для облегчения труда в офлайне презентацию, а теперь ЭОРы ради добавления интерактива и ещё ЭОРы с тестами на дом. Эта схема гораздо чаще будет встречаться курсов т.к. как известно, преподаватели не любят использовать чужие ресурсы в преподавании, а любят свои.
Тогда цепочка доставки образовательных ресурсов еще короче:
автор - студент
Такой контент - это самиздат. Издатель по определению в этом не участвует, а библиотека относится к самиздату обычно отрицательно и не хочет с ним иметь дело. Т.о. ни библиотека ни издатель в этом не участвуют.
Бифуркация[править]
Можно и какие-то другие схемы представить, но определенно видно, что цифровой контент устраняет библиотеку как посредника.
Т.о. библиотека, цепляющаяся за свои фонды, будет вымываться из образовательной инфраструктуры и пойдёт по красному пути развития.
Большинство библиотек по красной ветке и пошло.
Но что делать тем библиотекам, кто хочет по зелёной?
Ответ прост: надо отказаться от представления библиотеки как амбара знаний и развивать библиотеку как сервис-провайдера образовательной инфраструктуры.
Образовательная инфраструктура[править]
Что может включать в себя образовательная инфраструктура, поддерживаемая библиотекой?
Вот некоторые из возможных компонентов:
ЭБС[править]
ЭБС по закону об образовании должны быть у всех образовательных организаций, даже у школ.
ЭБС должны быть мультимедийными и с DRM.
Конструкторы и хостинги ЭОР[править]
Когда обсуждали какие задачи решает преподаватель, я упомянул, что есть потребность в создании ЭОР вместо презентаций. С интерактивом, тестами и т.д.
И для этого нужен конструктор и хостинг. Конечно, многое можно делать и в LMS, но в LMS это делается в рамках курса, а в курсе может не хватать гибкости. Например один курс не подходит и заочникам и вечерникам, профильным и непрофильным очникам, во всех четырех случаях это должен быть разный курс. А значит может быть удобней иметь личную библиотеку ЭОР и под конкретный курс выдергивать из неё отдельные ресурсы.
Видеохостинг[править]
Для хранения видео с различных мероприятий может быть полезен внутренний видеохостинг (не YouTube).
Хостинг материалов конференций[править]
Материалы конференций надо где-то хранить и не всегда для этого удобен именно сайт конференции в силу недостаточной приспособленности.
Файлопомойка[править]
В обучении часто надо отдавать студентам какие-то файлы и для этого нужна файлопомойка. Можно, конечно, Google Drive или Yandex Disk использовать, но можно подобный сервис организовать и внутри, в том числе для "отправки больших вложений по почте".
Хостинг сайтов[править]
У кафедр, факультетов и иногда отдельных групп есть потребность в сайтах. Сайтов получается очень много и может быть разумнее организовать это всё в виде единого хостинга, где готовый под учебные цели сайт разворачивается по заказу в пару кликов и уже имеет предустановленные модули, которые обычно нужны академическим сайтам, брендирован и интегрирован во внутреннюю образовательную среду.
Сервис загрузки письменных ответов[править]
При проверке письменных заданий в виде скриншотов необходима обратная связь и значит нужен способ эту обратную связь дать прямо на фотографии письменной работы.
Специальный сервис поможет преподавателям сохранить время за счет оптимизации под задачу обратной связи.
База знаний[править]
Можно предоставить хостинг баз знаний (например для хранения теоретических материалов и их совместного использования и развития).
Корпоративный поиск[править]
В образовательной организации может быть много сайтов, в том числе закрытых от сканирования из интернета и полезен корпоративный поиск по всем корпоративным ресурсам.
Сервисы могут быть и другими, но суть понятна - предоставление инфраструктуры для образования.
Презентация[править]
Запись[править]
Данная схема представлена в рамках "Зимней школы Юрайт" 26 января 2021 г.
Смотреть с 30 минуты.