home

Цифровая трансформация образовательных библиотек

digital-transform-study-library.png

Как образовательным библиотека пройти цифровую трансформацию?

Для начала надо договориться о терминах:

Цифровая трансформация - глубокое преобразование 
1) производственных и организационных операций, 
2) технологических процессов, 
3) обязанностей работников и 
4) моделей их деятельности, 
которое необходимо для кардинального повышения производительности труда и эффективности предприятия в целом.  

Она опирается на быстро развивающиеся цифровые технологии, учитывает уже произошедшие, происходящие и ориентируется на будущие технологические изменения.

Ключевой момент, что должно быть кардинальное повышение производительности труда, поэтому создание электронного каталога для миллиона книг в книгохранилище - не цифровая трансформация, т.к. после создания каталога люди больше читать не начинают.

А есть ли примеры, когда за счет цифры читать начали больше?

Есть, например число визитов в электронный архив УрФУ за один только декабрь 2020 составило 750 тыс., что близко к посещаемости Российской государственной библиотеки за год ногами.

file-600c4b1eef9f1.jpg

Если вернуться к образовательным библиотекам, то надо обсудить то как отрасль работала с образовательными ресурсами и то, как будет работать.

Цепочка доставки ресурсов во время бумаги[править]

Раньше была цепочка Автор - Издатель - Библиотека - Студент.

В этой цепочке все были четко разделены по ролям, автор долго пишет, издатель улучшает корректурой/редактурой, технически готовит к печати, вкладывает деньги в печать и продаёт (иногда через библиотечных коллекторов) в библиотеки.

Библиотеки сохраняют в книгохранилище и выдают учебники студентам.

Никого нельзя подвинуть, у каждого звена своя чёткая роль.

Цепочка в новом контенте[править]

Сегодня и в будущем контент оцифровывается и учебники заменяются новыми цифровыми ресурсами.

Представим ситуацию, что это курсы. Т.к. у нас речь про цифровую трансформацию и про рост производительности труда, то пусть это курсы не только для внутреннего использования, а на всю страну.

Качественные курсы[править]

Значит курсы должны быть качественно созданы и издатель привлекает иллюстратора, монтажёра, методиста на этапе создания курса. Затем выясняется, что курсы плохо переносимы и их нельзя как книгу отправить по библиотекам, а надо опубликовать в какой-то LMS и предоставлять в неё доступ, т.е. издатель становится ещё и сервис-провайдером.

При этом издатель вкладывает в процесс создания курса уже больше, чем сам автор и должен с автором очень тесно работать, а библиотека больше в цепочке распространения не нужна, а сама цепочка (автор+издатель) - студент.

Авторские ЭОРы[править]

Хорошо, представим другую частую ситуацию: цифра используется автором для создания ЭОРов только для своих студентов. Раньше автор делал для облегчения труда в офлайне презентацию, а теперь ЭОРы ради добавления интерактива и ещё ЭОРы с тестами на дом. Эта схема гораздо чаще будет встречаться курсов т.к. как известно, преподаватели не любят использовать чужие ресурсы в преподавании, а любят свои.

Тогда цепочка доставки образовательных ресурсов еще короче:

автор - студент

Такой контент - это самиздат. Издатель по определению в этом не участвует, а библиотека относится к самиздату обычно отрицательно и не хочет с ним иметь дело. Т.о. ни библиотека ни издатель в этом не участвуют.

Бифуркация[править]

Можно и какие-то другие схемы представить, но определенно видно, что цифровой контент устраняет библиотеку как посредника.

Т.о. библиотека, цепляющаяся за свои фонды, будет вымываться из образовательной инфраструктуры и пойдёт по красному пути развития.

file-5f806dc157b83.png

Большинство библиотек по красной ветке и пошло.

Но что делать тем библиотекам, кто хочет по зелёной?

Ответ прост: надо отказаться от представления библиотеки как амбара знаний и развивать библиотеку как сервис-провайдера образовательной инфраструктуры.

Образовательная инфраструктура[править]

Что может включать в себя образовательная инфраструктура, поддерживаемая библиотекой?

Вот некоторые из возможных компонентов:

ЭБС[править]

ЭБС по закону об образовании должны быть у всех образовательных организаций, даже у школ.

ЭБС должны быть мультимедийными и с DRM.

file-5f58f004dca1c.png

Конструкторы и хостинги ЭОР[править]

Когда обсуждали какие задачи решает преподаватель, я упомянул, что есть потребность в создании ЭОР вместо презентаций. С интерактивом, тестами и т.д.

И для этого нужен конструктор и хостинг. Конечно, многое можно делать и в LMS, но в LMS это делается в рамках курса, а в курсе может не хватать гибкости. Например один курс не подходит и заочникам и вечерникам, профильным и непрофильным очникам, во всех четырех случаях это должен быть разный курс. А значит может быть удобней иметь личную библиотеку ЭОР и под конкретный курс выдергивать из неё отдельные ресурсы.

file-5f58f503e71f1.png

Видеохостинг[править]

Для хранения видео с различных мероприятий может быть полезен внутренний видеохостинг (не YouTube).

file-5f8167307e13b.png

Хостинг материалов конференций[править]

Материалы конференций надо где-то хранить и не всегда для этого удобен именно сайт конференции в силу недостаточной приспособленности.

file-5f8196e50d085.png

Файлопомойка[править]

В обучении часто надо отдавать студентам какие-то файлы и для этого нужна файлопомойка. Можно, конечно, Google Drive или Yandex Disk использовать, но можно подобный сервис организовать и внутри, в том числе для "отправки больших вложений по почте".

file-5fbbe2d26f72a.jpg

Хостинг сайтов[править]

У кафедр, факультетов и иногда отдельных групп есть потребность в сайтах. Сайтов получается очень много и может быть разумнее организовать это всё в виде единого хостинга, где готовый под учебные цели сайт разворачивается по заказу в пару кликов и уже имеет предустановленные модули, которые обычно нужны академическим сайтам, брендирован и интегрирован во внутреннюю образовательную среду.

file-600ca970ed424.jpg

Сервис загрузки письменных ответов[править]

При проверке письменных заданий в виде скриншотов необходима обратная связь и значит нужен способ эту обратную связь дать прямо на фотографии письменной работы.

Специальный сервис поможет преподавателям сохранить время за счет оптимизации под задачу обратной связи.

file-5fbbe3432aa2a.jpg

База знаний[править]

Можно предоставить хостинг баз знаний (например для хранения теоретических материалов и их совместного использования и развития).

file-600cb0a259a41.jpg

Корпоративный поиск[править]

В образовательной организации может быть много сайтов, в том числе закрытых от сканирования из интернета и полезен корпоративный поиск по всем корпоративным ресурсам.

file-600cb20b2e3c5.png

Сервисы могут быть и другими, но суть понятна - предоставление инфраструктуры для образования.

Презентация[править]

Запись[править]

Данная схема представлена в рамках "Зимней школы Юрайт" 26 января 2021 г.

Смотреть с 30 минуты.