home

Цифровая трансформация библиотечного института

librar-institution-digital-transformation.jpg

Описание идеи[править]

Авторы:

  • Арсен Боровинский, основатель библиотеки ELiS;
  • Валерий Платонов, председатель оргкомитета EdCrunch Award.

Сегодня с развитием информационных технологий посещаемость библиотек в целом по стране неуклонно снижается, несмотря на отдельные положительные примеры. В стране 37 тысяч публичных библиотек, 70% из которых сельские с совокупным бюджетом 75 млрд. рублей. Идет сокращение публичных библиотек на 300 библиотек в год. Официальная статистика по востребованности библиотек (посещения, книговыдачи) многими признается фальсифицированной. Министерство культуры видит развитие библиотек в культурно-досуговой сфере, на что выделено 3 млрд. руб для создания 660 модельных библиотек (http://новаябиблиотека.рф). Из библиотечных ИТ-проектов можно выделить только Национальную электронную библиотеку, а в целом отраслевые затраты на ИТ-развитие составляют мизерные 0.65% бюджета (включая оцифровку) и в последние годы доля инвестиций в ИТ-развитие уменьшалась. При бюджете, сопоставимым со всей книгопечатной отраслью, библиотеки приносят издателям только 3% доходов, а с точки зрения обеспечения информацией в цифровой форме являются просто кошельком, перекладывая деньги из госбюджета в карман ЛитРеса. Собственные компетенции в сфере ИТ в библиотеках крайне низкие. Даже региональные библиотеки не способны создать электронные библиотеки хорошего качества.

Как ясно из структуры затрат (мало тратится на книги и неприлично мало на информатизацию), библиотечный институт не готов заниматься обеспечением информационных потребностей общества в цифровой форме и не выполняет функции информационного института. Т.о. общество осталось без государственного института в сфере информационного развития, а текущее развитие осуществляется стихийно небольшим числом некоммерческих компаний и коммерческими игроками. На преодоление информационной недееспособности библиотек направлено предложение.

Среди разного типа библиотек: (национальных, региональных, районных, университетских, научно-технических, школьных, специализированных) - можно наблюдать программы трансформации библиотек. Так например в Москве: горожане предложили расширить доступ к аудиокнигам, проводить акции по обмену книгами (буккроссинг), доставлять издания на дом маломобильным людям, удаленно узнавать о загруженности читальных залов и многое другое. В прошлом году 52 районные библиотеки превратились в культурные площадки, посвященные науке, творчеству, различным видам искусства и хобби. Каждая отличается уникальным дизайном, названием и определенным книжным фондом. Их посещаемость выросла примерно вдвое. В столичных библиотеках также начали выдавать бесплатный единый читательский билет, который позволяет выбрать любую библиотеку. Но все эти нововведения, несмотря на значительные выделяемые ресурсы, не могут противодействовать мощной тенденции развития онлайн-доступа и онлайн-сервисов по доступу к знаниям Зачем нужна библиотека, полная книг, если у вас есть доступ к глобальной информации в один клик? Библиотеки исторически - это источник знаний. И в этом смысле у библиотекарей и других профессионалов, которые там работают, есть миссия - донести знания до людей, и сегодня это чаще всего делается не через книгу. Мы видим, что и в школьном учебном процессе с развитием технологий из ЗУН у школьников убирается востребованность получать знания из школьных учебников. Для соответствия цифровой среде, библиотеки должны пройти через цифровую трансформацию, где: Цифровая трансформация - глубокое преобразование 1) производственных и организационных операций, 2) технологических процессов, 3) обязанностей работников и 4) моделей их деятельности, которое необходимо для кардинального повышения производительности труда и эффективности предприятия в целом. Она опирается на быстро развивающиеся цифровые технологии, учитывает уже произошедшие, происходящие и ориентируется на будущие технологические изменения.

Среди целевой аудитории информационно-знаниевого института можно выделить:

  • граждан, заинтересованных в бесплатном доступе к современным и историческим источникам информации, базам данных, энциклопедиям, сервисам по созданию и хостингу цифрового контента, обмену знаниями, коллективной работе, картах и других информационных сервисах;
  • бизнес, заинтересованный в открытых структурированных связанных и иных данных для использования в своем ПО, в том числе данных для обучения нейронных сетей и предобученных нейронных сетей;
  • наука, образование, органы госвласти, которым необходимы данные и аналитические системы для принятия решений, исследований, обучения.

До наступления цифровой эпохи библиотеки были основным источником доступа к знаниям и информации, создавая амбары книг. Цифровая эпоха приносит с собой с одной стороны демократизацию доступа, а с другой большее влияние информации на экономику и необходимо переосмыслить кардинально роль библиотеки и библиотекарей.

Какие видятся трансформации для библиотекарей?

Лучшими библиотекарями Российской библиотечной ассоциации в последние годы становятся специалисты, не имеющие основного библиотечного образования. Это происходит под влиянием перестройкой публичных библиотек в социально-культурном направлении и важны не навыки обработки и поиска литературы, высокая эрудированность, а энтузиазм с гибкими навыками. Для такой работы подойдут историки, культурологи, социологи, психологи и др гуманитарии. Министерство культуры само предпринимает усилия по развитию социально-культурных библиотек и специально останавливаться на этом не будем.

Для инфотек нужны как инженеры по программному обеспечению, архитекторы, аналитики, тестировщики, так и представители гуманитарных направлений: дизайнеры, менеджеры команд, маркетологи, SMM-щики и отраслевые специалисты, по которым запускает конкретный проект, скажем цифровые гуманитаристы. Нужны люди, которые знают, как решить вопрос о расширении возможностей библиотек в области создания на основе цифровой культуры, которые знают об управлении знаниями, науку о данных; распознают схемы коммуникации и массификации сегодняшних сообщений, что они способны определить, когда информация надежна, медитативно грамотна. В очень общих чертах, для создания коллекций нужны кураторы или кураторские подходы.

Цифровые технологии, быстро приходят во все уголки общества. У них много преимуществ: они интерактивны и наглядны, включают в себя все органы чувств, люди быстрее учатся и дольше запоминают. Есть много способов улучшить библиотечные услуги и ввести новые. Также, чтобы помочь нашим пользователям с их цифровыми потребностями. Нам нужна полная цифровая трансформация во всех аспектах работы. Современному пользователю нужна быстрая, доступная по щелчку мыши динамическая информация с включенным мультимедийным контентом. Новые образовательные формы и методы требуют от библиотекарей продвинутых цифровых навыков. Качественное образование предполагает интерактивность, инклюзивность, доступность, а также мультимедийность и бесплатность. Все это возможно с цифровой трансформацией. Есть много способов, как библиотекарь может сделать трейлер книги, видеоурок, как может использовать приложения дополненной реальности, чтобы сделать свои услуги более интересными, сделать книги живыми, как может использовать различные бесплатные приложения для создания небольших анимаций для различных мероприятий. Онлайн-курсы, интерактивные образовательные приложения, мультимедийный контент, справочная организация, динамические презентации, приложения смешанной реальности, QR-технологии. Все доступно. Самое главное - это повышение цифровых компетенций библиотекарей. Противоположный вариант оставление существующих библиотекарей в статусе слуг культурно-досуговых учреждений и набор для технологических инфотек новых специалистов-инженеров, не обязательно имеющих диплом специалиста библиотекаря.

Какие тенденции мы видим в трансформации библиотек: Переход к деятельностному времяпрепровождению: мейкерству, третьему месту, проектному способу выполнению получения ЗУН. Выставки, мероприятия, живые очные встречи, Переход к месту нетворкинга, наставничества, репетиторства, к дистанционному доступа к платным онлайн-ресурсам ЭБС, обслуживание традиционного чтения через буккроссинг между людьми. Однако это пока меньше касается самой сути библиотеки и библиотекарей, а больше дополнительных функций не из сферы информационной деятельности.

С учетом ориентации министерства культуры на досуговое и популярное развитие публичных библиотек и неготовности самих библиотек развиваться в цифре, представляется разумным разделить библиотечный институт на информационный и социально-культурный.

Информационную часть библиотек направить прежде всего на информационное развитие в цифре и вывести из под министерства культуры (возможно под минцифры или минэк), а социально-культурную вместе с большей частью публичных библиотек оставить в минкультуры.

Минкультуры дальше сможет развивать социально-культурную активность и ориентацию на местное сообщество, возможно превратит библиотеки в культурные центры. Информационные библиотеки (условно назовем инфотеки) надо создавать с нуля, поставив перед ними новые задачи.

Развитие библиотек как культурных и социальных центров выходит за пределы данной идеи и остается на усмотрение министерства культуры. Можно только предвидеть постепенный уход печатной книги как обязательного элемента из социально-культурных библиотек.

Инфотеки работают в парадигме развития информационного общества путем предоставления ИТ-сервисов.

Сервисы, ориентированные на организации и бизнес могут быть такими как:

  • хостинг тематических энциклопедий (аналоги Википедии, но например для отраслевых энциклопедий под управлением профессиональных сообществ);
  • хостинг журналов открытого доступа с автоматизацией редакций;
  • сводная база открытых государственных данных (перезапуск и актуализация data.gov.ru) со связыванием разрозненных данных;
  • архив сайтов (национальный Internet Archive);
  • лингвистические базы данных (для улучшения качества работы коммерческого ПО с русским языком);
  • размеченные наборы голосовых данных, изображений, рукописного текста и т.п. для обучения нейронных сетей (есть соответствующие работы в Цифровой экономике);
  • блогхостинг (или архиватор блогов с популярных блогхостингов);
  • конструктор и хостинг презентаций (аналог SlideShare и Sway);
  • конструктор и хостинг образовательных ресурсов (аналог udoba.org, coreapp.ai, learningapps.org);
  • портал для людей с особенностями здоровья, захватывающий и преобразующий новостной и культурный контент рунета под более удобное воспроизведение в специализированном ПО;
  • геосервис.

Список сервисов является открытым и должен расширяться по мере развития инфотек. Часть сервисов запланирована к развитию в рамках различных программ развития, в том числе цифровой экономики.

Нежелательно, чтобы сервисы инфотек напрямую мешали развиваться бизнесу. Сервисы должны выбираться в том направлении, в котором есть общественная потребность, но нет доступной реализации со стороны бизнеса (например бизнес считает невыгодным создавать аналог SlideShare).

Инфотеки должны спонсировать отдельные проекты, важные для экономики, например создание качественного голосового синтезатора русского языка наподобие того, как Mozilla спонсировала развитие открытых технологий.

Как ясно из перечисленного, сервисы не сводятся только лишь к созданию цифровых амбаров для поиска книг, но включаются в порождение информации, а за счет открытых данных и в экономику, помогая разрабатывать более качественное и полезное ПО.

В рамках развития инфотек необходимо:

  • провести тотальную оцифровку накопленных книг, на что потребуется по оценкам 12 млрд. руб;
  • создать реестр сиротских произведений (книг, правообладатели которых неизвестны) и разрешить в ГК РФ библиотекам публиковать сиротские произведения в открытом доступе со снятием из открытого доступа при обращении правообладателей (без этого нет смысла проводить тотальную оцифровку книг). Публикация сиротских произведений не должна нанести коммерческого урона правообладателям, но сделает доступным информацию через интернет для получения которой сейчас надо идти ногами в библиотеки;
  • исключить ст. 36 из ФЗ О музейном фонде, запрещающую использовать в интернете любые музейные артефакты без согласия (фактически оплаты) музеям факта использования т.к. эта статья действует даже на объекты, находящиеся в общественном достоянии и препятствует законному использованию цифровой культуры, не принося при этом музеям значительных денег;
  • проработать с профессиональными сообществами отраслевые онтологии для последующего внедрения онтологий в базы данных и связывания ими информации;
  • наделение Национальной электронной библиотеки правом публикации всех произведений в открытом бесплатном доступе, но с одной конкурентной лицензией на произведение, чтобы произведение мог читать только один человек (например в сутки) на подобие того, как это делается в OpenLibrary. Такой подход позволяет открыть редкозапрашиваемую информацию через интернет пользователям и при этом не нанесет существенного коммерческого урона правообладателю, для компенсации урона правообладателю уменьшить число книг, отсылаемых по обязательному экземпляру до 3 копий (1 в РКП, 1 в РГБ, 1 в РНБ).

Какое место в развитие инфотек занимают социально-культурные библиотеки? Они являются как пользователями инфотек для служебных нужд, так и вовлекают в использование сервисов инфотек пользователей. Библиотеки могут быть заказчиками общественных библиотечных сервисов (например облачных систем бронирования и выдачи книг).

Поддержать идею можно здесь: https://idea.asi.ru/improject-53/ideas/16279.