Группа энтузиастов предложила проект цифровой трансформации школьных библиотек https://idea.asi.ru/improject-46/ideas/561.
Меня попросили написать отзыв на него, что и делаю.
Начнем с определения цифровой трансформации:
"Цифровая трансформация - глубокое преобразование 1) производственных и организационных операций, 2) технологических процессов, 3) обязанностей работников и 4) моделей их деятельности, которое необходимо для кардинального повышения производительности труда и эффективности предприятия в целом. Она опирается на быстро развивающиеся цифровые технологии, учитывает уже произошедшие, происходящие и ориентируется на будущие технологические изменения."
Естественно цифровая трансформация школьной библиотеки должна вписываться в цифровую трансформацию школы, а не быть сама по-себе ради спасения будущего библиотеки.
Отмечу ряд моментов: публичные библиотеки действительно постепенно преобразуются в культурно-досуговые центры, что поддержано Минкультуры и на что выделено 3 млрд. руб. Я не имею ничего против развития пространства школы для культурно-досуговых целей. Развивать это пространство можно как в библиотеке, так и в каких-то других помещениях и рекреациях. Но здесь важно расставить акценты, что такая деятельность НЕ является цифровой трансформацией библиотеки (и школы) т.к. деятельность по созданию мест досуга, совместной работы - не обеспечивается цифровыми технологиями, а реализуются мебелью и оформлением.
Давайте посмотрим на цель проекта в целом:
"Цель проекта -- создание условий для модернизации школьных библиотек в цифровые информационно-библиотечные центры, оснащенные современным оборудованием, доступом к электронным информационным ресурсам, обеспеченных соответствующими кадрами и инструментами работы".
По данным "Белых книг ВШЭ" 30% учащихся в России не имеют дома доступа к компьютерам, планшетам, смартфонам, это является препятствием для цифровой трансформации школы в целом. Преодолеть это ограничение можно реализовав следующее:
1) Размещение в библиотеке удобных ПК и выдача планшетов, чтобы школьники ПОСЛЕ учебы могли решать домашние задания, заданные учителем и для решения которых необходим интернет и ПК, работа школы в вечернее время;
2) Выдача устройств учащимся на день ВО ВРЕМЯ учебы в школе на случай если учитель использует BYOD. Здесь разумно, чтобы выдачей и сдачей государственных мобильных устройств осуществлял один из работников школы, например библиотекарь или была станция автоматической выдачи под присмотром библиотекаря.
Вместе с тем не соглашусь, что цель проекта описана полностью из следующих соображений:
По закону "Об образовании" все образовательные организации (ОО) должны обладать цифровыми (электронными) библиотеками (ст. 18 п. 1). По факту школы называют электронными библиотеками (ЭБ) список ресурсов на сайте школы где-то из 20-30 позиций. На уровне муниципалитетов и даже регионов школы библиотеками тоже часто не обеспечиваются (примером когда школы обеспечиваются электронной библиотекой на региональном уровне является Библиотека Московской электронной школы). В итоге, в момент наступления пандемии многие учителя пользовались отправкой домашних заданий в виде скриншотов на почту или в социальных сетях. Т.е. школы не обеспечили работу учителя базовым функционалом. Произошел инфраструктурный провал. И эту задачу должна была решать электронная библиотека школы или LMS. Создание электронной библиотеки школы должно лежать, конечно, на тех, кто получил профессиональное библиотечное образование, т.е. на библиотекарях.
Поэтому в задачи школьных библиотек должна входить не только организация доступа к электронным ресурсам (покупка доступов, создание списков открытых ресурсов), но и СОЗДАНИЕ и СОПРОВОЖДЕНИЕ школьной цифровой образовательной инфраструктуры (электронные библиотеки/LMS) или подключение к такой инфраструктуре на муниципальном/региональном уровне или у коммерческих игроков.
Настоящая ЦИФРОВАЯ трансформация школьной библиотеки - переход от предоставления доступа и событийной активности к созданию и сопровождению цифровых СЕРВИСОВ. Коворкинги и пространства - это тоже трансформация, но не цифровая.
Библиотекарь, всю жизнь выдававший книги, развернуть образовательные ИТ-сервисы конечно не сможет. Для этого нужен ИТ-специалист.
Поэтому цифровая трансформация библиотеки должна заключаться в создании информационно-библиотечного центра (или просто информационного центра), где ИТ-специалист будет руководителем и выполнять функции системного администратора и цифрового трансформатора школы, отвечая одновременно как за ИТ всей школы, так и за образовательные и информационные сервисы. А текущие библиотекари будут в подчинении, занимаясь как классическими учебниками и событиями, так и продвижением цифровых сервисов в образовательный процесс.
Т.о. цифровая трансформация школьной библиотеки не исключает коворкинги и усиление социальной функции библиотеки, а делает дополнительно упор на цифровые сервисы.
При этом хочу отметить еще один важный момент, который следует отразить в развитии школьных библиотек: школы надо распаковать и сделать местом культуры по вечерам, когда учеба уже не ведется, а у населения есть потребность в культурно-досуговых и просветительских центрах. Для этого школьные помещения надо использовать совместно с министерством культуры, а здания новых школ специально проектировать для использования местным сообществом по вечерам. Такая концепция использования школ задействует оборудование школ в культурной жизни и позволит сконцентрировать муниципальные деньги на реализации организаций культуры и образования.
Осталось немного покритиковать встречающуюся идею "библиотеки школы как единой точки доступа к мировым ресурсам". Опыт показывает, что "точки доступа" к открытым ресурсам не очень и нужны. Создание "точек доступа" актуально не к открытым, а к подписным ресурсам в ситуации, когда таких подписных ресурсов множество (например вуз подписался на десятки внешних баз данных и электронных библиотек и надо сделать поиск, чтобы сразу по всем подписным ресурсам можно было искать). А "10 образовательных сайтов" легко нагуглить. Библиотека здесь не нужна, а актуализация всего что есть в интернете невозможна.