Когда книги были только бумажными, важно было уметь представить ту или иную тему с помощью книжной выставки.
Теперь выставки стали виртуальными и выставочную деятельность перенесли в онлайн. Но насколько это имеет смысл и какие ошибки при этом совершаются, давайте посмотрим на профессиональной библиотечной выставке: https://xn--90ax2c.xn--p1ai/collections/887_profi/
Указанная выставка - сборище ошибок, тем удивительнее их видеть со стороны методического центра. Попробуем их разобрать:
1) У выставки должна быть целевая аудитория (ЦА). В данном случае она указана как профессионалы биботрасли. Вопрос: всей биботрасли? Всей-всей? Но это не слишком широко? Никому ведь не приходит в голову создать выставку по всей-всей "физике" или всей-всей "математике"? Все-таки у профессионалов существует специализация и таким образом ЦА выбрана неправильно.
2) В выставку попала 181 работа. Это слишком много. Надо ограничиться не более чем двумя страницами пейджера (т.е. 30 работами).
3) Выставка, рассчитанная на "профессионалов", содержит большое число старых публикаций с возрастом более 10 лет. Есть даже 1893 года. Т.е. заявленная ЦА просто не соответствует действительности и выставка не для профессионалов бибдела, а для историков бибдела.
4) Непонятно зачем в выставку включать работы, доступа к которым нет даже в рамках подключенных к НЭБ библиотек.
5) Слабо представлена периодика последних лет (которой должно быть много в актуальной профессиональной подборке). Понятно, что периодика слабо представлена в НЭБ и её надо искать в других источниках, но ведь недоступность не остановила от добавления в коллекцию тех произведений НЭБ, доступ к которым не получить даже из подключенных к НЭБ библиотек?
6) Исторически виртуальные выставки рассматриваются как коллекции (плоский список книг), но на самом деле раз темы явно заданы, значит выставка должна иметь некоторую иерархическую структуру.
Вернемся еще раз к вопросу, какими надо делать выставки, если точно не такими. Какие выводы мы можем извлечь из всего этого?
- Выставки должны четко фокусироваться на своей ЦА, создатели выставки должны понимать кто их посетитель и почему ему выставка будет интересна.
- Если всё-таки хочется выложить 181 произведение на выставке, надо разбить её при помощи структуры по ЦА.
- Показывай на выставке то, к чему посетитель сможет получить доступ (без оформления запроса по МБА).
- Выставка, претендующая на актуальность информации, должна работать с актуальными (не старыми) работами, особое внимание уделяя периодике.
- Ограничивайте число выставленных работ. Помните, что в поисковике только 10% пользователей перелистывает поиск на вторую страницу выдачи. Конечно, могут быть постоянно-действующие выставки, но в таких надо актуализировать работы (выкидывать устаревшее).
- Эффективность выставки должна измеряться статистикой. Если выставки не пользуются спросом, значит выставочная работа неэффективна и должна быть свёрнута.
На несколько фактов про ELiS:
- В ELiS можно делать выставки с собственной иерархией, а не только плоским списком (коллекцией).
- Помещение книги в выставку отображается при чтении самой книги и можно в эту выставку перейти.
- Можно посмотреть статистику по всем книгам в выставке за время выставочных дней чтобы оценить насколько выставка была эффективна.