Содержание
Открытые ресурсы, которые организации не могут использовать[править]
Федеральное Министерство культуры (далее минкульт) финансирует за счёт средств федерального бюджета создание цифровых ресурсов в организациях культуры. Также цифровые ресурсы создаются из средств учреждений культуры, региональных и местных бюджетов.
Среди цифровых ресурсов можно отметить Госкаталог, тематические ресурсы музеев (например: Оружие героев), виртуальные музеи и другие цифровые ресурсы.
Ресурсы культуры представлены в открытом доступе в интернете, но, как правило, ресурсы не сопровождаются открытыми лицензиями и могут воспроизводиться исключительно для личного некоммерческого использования по ст. 1273 ГК РФ.
Возможность использования исключительно в личных целях ресурсов культуры ограничивает возможность создания каталогов (подборок) и библиотек ресурсов культуры и использования таких подборок (библиотек) на компьютерах и информационных киосках школ, библиотек и других учреждений образования и культуры, т.к. для такого использования каждой организации по поводу каждого ресурса надо лицензировать использование отдельно.
Таким образом образовательные организации и учреждения культуры, без очевидных причин, ограничены в продвижении культурных ресурсов России в цифровом виде. Таких организаций (без учета технических возможностей) приблизительно насчитывается: 42 тыс. школ, 800 вузов, 37 тыс. публичных библиотек, 3 тыс. учреждений среднего профессионального образования.
Особо стоит отметить наличие программно-аппаратного комплекса в составе всех школьных библиотек в проекте нового ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), под которым могут пониматься интерактивные столы и киоски.
Неприменимость существующих исключений в ГК РФ для использования ресурсов культуры[править]
Для образовательных организаций есть ст. 1275 п. 6 ГК РФ:
6. Образовательные организации при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) и предоставлять эти копии обучающимся и педагогическим работникам для проведения экзаменов, аудиторных занятий и самостоятельной подготовки в необходимых для этого количествах.
В нашем случае она могла быть применима, если бы ресурсы в основном были текстовыми, но наиболее интересные ресурсы мультимедийные. Кроме того, разрешено применять для самостоятельно подготовки, но к таковым будут относиться только такие ресурсы, что были заданы учителем и просто организовать к ресурсам доступ в школьной библиотеке нельзя.
В ст. 1274 ГК РФ свободное использование произведений в учебных организациях возможно в основном в форме цитирования:
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: ...
Т.е. учитель или автор определенного учебного ресурсам может вставить отдельные ресурсы их "процитировав", но использование в библиотеках в виде хорошо оформленных коллекций культурных ресурсов ст. 1274 ГК РФ не позволяет. Кроме того, возникает сложность с цитированием автора т.к. создатели многих мультимедийных ресурсов нигде не указаны и просто не известны.
В ст. 1273 ГК РФ допускается использовать ресурсы только в личных целях.
Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения...
Так пользователям можно предоставить браузер в школьной библиотеке, в котором он откроет сам ресурсы, но нельзя сделать подборку ресурсов и распространять подборку на информационном киоске т.к. распространителем в таком случае будет школа и она попадает под действие ст. 1270 пп. 2.1.
Открытые лицензии[править]
Без открытых лицензий этот контент не может встраиваться или запускаться в образовательных и культурных организациях на информационных киосках, компьютерах, планшетах и иных устройствах организации, ограничено использование в учебных целях (контент нельзя встраивать в системы дистанционного обучения, ограничены возможности использования контента при обучении).
Ограничение легко снять: надо существующие и вновь создаваемые ресурсы лицензировать под открытыми лицензиями.
Под открытыми лицензиями следует разрешить использовать как сайты целиком (для продвижение в качестве подборок культурных ресурсов на информационных киосках, но без внесения изменений в отображение сайта), так и путем встраивания, извлечения, копирования и изменения отдельных ресурсов (для применения в учебном процессе, презентациях, создании новых ресурсов с использованием ранее созданных и т.д.).
Выбор лицензии[править]
Нет какой-то одной открытой лицензии, подходящей для всех культурных ресурсов. Но при выборе лицензии надо исходить из необходимости продвижения российской культуры за границей, а для этого открытые лицензии должны быть известны в мировом сообществе и в большинстве случаев выбираться из семейства лицензий Creative Commons.
При выборе лицензий из семейства Creative Commons также разумно учесть возможность переиспользования цифровых ресурсов, при которых затруднительно приводить ссылку на оригинальное произведение и указывать авторов. В таких случаях разумно использовать лицензию CC0.
Для рекомендации отдельных лицензий имеет смысл провести консультации с заинтересованными сторонами и рекомендовать для определенных типов контента и культурных организаций в качестве основных конкретные лицензии. Обязать учреждения культуры обосновывать выбор более строгих (дающих пользователям меньше прав) лицензий, чем рекомендованные лицензии.
Плохие практики организаций культуры при распространении ресурсов[править]
1) Не указана лицензия на ресурсы. Кроме оговоренных в ст. 1273-1275 ГК РФ случаев исключения, без заключения лицензионного договора ресурсы, находящиеся в свободном доступе в интернете и созданные на средства налогоплательщиков, использовать нельзя.
2) Прямой запрет на использование роботов при получении информации с веб-сайтов даже если на этих сайтах есть контент под открытыми лицензиями. Запрет использования роботов означает, что людям необходимо в ручном режиме импортировать каждый ресурс в отдельности, что слишком трудоёмко и снижает возможность использования контента в организациях с немотивированным на ручной труд сотрудниками. Например, ручной импорт 650 EPUB под лицензией Creative Commons с сайта Культура.РФ в школьную библиотеку потребует около 7 рабочих дней у школьного библиотекаря при оценке времени на импорт одного файла в 5 минут. Запрет на применение роботов также осложняет создание специализированных поисковиков.
3) Часть виртуальных выставок и сайтов не адаптирована для использования на ПК с сенсорным экраном: может не работать навигация, прокрутка, поиск. Использование таких ресурсов на информационных киосках школ и публичных библиотек требует подключения к киоскам мыши, что часто затруднительно и снижает удовлетворенность пользователей от взаимодействия с ресурсом.
4) Запрещается встраивание ресурсов. Не обеспечивается код вставки ресурсов.
5) Нет простого способа скачать некоторые веб-ресурсы целиком с сохранением функциональности. Проблема особенно актуальна для "тяжелых" мультимедийных ресурсов и для организаций с низкоскоростным подключением к сети или отсутствием сети в местах размещение информационных киосков.
6) Ресурсы и метаданные не распространяются в формате открытых данных.
Предложения к министерству культуры[править]
1) Ресурсы, создаваемые при участии федерального финансирования, должны распространяться под открытыми международными лицензиями. Выгоду от государственного финансирования создания таких ресурсов должны получать все граждане страны, юридические лица, а равно граждане других стран в рамках распространения русской культуры.
2) Нужна разработка методических рекомендаций для выбора открытых лицензий к отдельным видам ресурсов и рекомендация подведомственным организациям лицензировать открытые ресурсы согласно этим рекомендациям. Разработка рекомендаций должна вестись с учетом интересов заинтересованных сторон и с оглядкой на благоприятствование переиспользованию ресурсов. При применении лицензий дающих пользователям меньше прав рекомендованных лицензий, обязать учреждения культуры обосновывать выбор лицензии.
3) В технические задания всех вновь создаваемых ресурсов из средств федерального бюджета, работающих в браузерах, должен быть включен пункт о работоспособности на сенсорных экранах планшетов и информационных киосков. Дать рекомендацию обеспечить поддержку работы на сенсорных экранах уже сданных ресурсов.
4) Обеспечить упаковку статических ресурсов, созданных для работы в браузере на технологии HTML, в ZIP-архивы для возможности простого импорта и возможности работы в офлайне.
5) Опубликовать ссылки на ресурсы (в том числе ZIP-архивы и коды вставки), лицензии и все необходимые для распространения ресурсов метаданные на портале открытых данных в машиночитаемом виде с обеспечением получения обновлений ресурсов.
6) Рекомендовать при создании ресурсов культуры, авторов и ссылки, указание которых требуется согласно лицензии Creative Commons, публиковать непосредственно в самом ресурсе, для облегчения выполнения условий лицензии при импорте ресурсов или при цитировании по п. 1 ст. 1274 ГК РФ.