Ниже перечислены пояснения к пунктам ГОСТа по соответствию ELiS пунктам ГОСТ 7.0.96-2016.
Содержание
Термины и определения[править]
3.2 Коллекция электронных документов: имеется в виде "папок" каталога. В ELiS коллекции могут выстраиваться в иерархии, играя роль каталога и административного каталога.
3.3 Контента ЭБ: представляет собой файлы, сгенерированные из них структуры, метаданные, произвольные ноды с информацией, не представленные в виде файлов.
3.4 Метаданные: состоят из полей, прикрепляемых к нодам, терминам таксономии, включая возможность выстраивания связей между сущностями.
3.5 Объект электронной библиотеки: все термины таксономии, документы и ноды имеют собственные идентификаторы и являются т.о. объектами ЭБ.
3.6 Оператор ЭБ: как правило, это владелец ЭБ.
3.7 Политика ЭБ: формируется оператором самостоятельно.
3.8 Фонд ЭБ: совокупность хранимых сущностей, включая документы, персоны, места и т.д.
Основные виды электронных библиотек[править]
4.1 ЭБ по способу создания: смешанная.
4.2 ЭБ по способу организации: самостоятельная, но может использоваться и как встроенная.
4.3 ЭБ по типу доступа: может быть как открытого, таки ограниченного и условно-открытого доступа.
4.4 ЭБ по статусу: может быть любого типа.
Структура электронной библиотеки[править]
5.2 Подсистемы сервиса и поддержки: сайт реализует все подсистемы сервиса, кроме того, к подсистемам сервиса относятся мобильные приложения, реализующие доступ к контенту. В качестве систем поддержки можно выделить сервера транскодеров видео, поисковый сервер Sphinx, реализованные в сайте API OAI-PMH, OpenSearch, OPDS, логирование событий в интерфейсе сайта и отправку в syslog (опционально).
5.3 Информационное и лингвистическое обеспечение рассредоточено между подсистемами сайта и поисковым сервисом.
5.4 ELiS не реализует отдельных подсистем резервных и страховых копий. Данный функционал должен настраиваться системным администратором самостоятельно путём создания резервных и архивных копий ПО.
Состав электронной библиотеки[править]
6.2 Контент ЭБ: в ELiS первичные объекты от описательных метаданных жестко не отделяются, хотя во многих случаях можно первичные объекты отделить от метаданных (например, файлы PDF от описания). Для некоторых объектов в ELiS невозможно обновление (возможно только полное удаление), но как показывает практика, в реальных условиях это оказывается неудобным т.к. часто возникает задача обновить документ в следствие исправления ошибок таким образом, чтобы ссылки на документ не бились. В ELiS есть возможность запретить обновлять документы определенным ролям пользователей, поэтому функционал запрета на обновления реализуем.
6.3 Метаданные могут расширяться с помощью дополнительных полей владельцем ELiS самостоятельно.
6.4 Правовой статус или режим использования: с помощью дополнительных полей в ELiS можно указать лицензию или лицензии на любой документ.
Функциональность электронной библиотеки[править]
7.1 Функционал ELiS существенно больше обязательного и может дополнительно расширяться за счет модулей.
7.2 Обязательные функции: выполняются в полном объеме в основном через сайт ELiS.
7.3 Дополнительные сервисы: все сервисы нет смысла перечислять. Стоит подчеркнуть, что для исследовательских целей есть возможность выгрузить логи воспроизведения документов в машиночитаемом формате tsv. Интеграция со сторонними сервисами возможна как благодаря поддержке в ELiS OAI-PMH, OpenSearch, OPDS, так и путем написания собственных модулей на PHP.
7.4 Сервисы по управлению фондами и обслуживанию: в ELiS управление и обслуживание осуществляются через единый сайт. Разделения на отдельные сайты служебные и пользовательские нет, это позволяет более гибко использовать ELiS, например в качестве сервиса, в который пользователи сами загружают свой контент.
7.5 Управление сервисами на основе групп: в ELiS есть поддержка разделения прав как на основе ролей, так и путем добавления отдельных прав на размещения ресурсов в отдельных ветвях подкаталога отдельными пользователями (представителями организаций).
7.6 Сервисы для разных пользователей: могут быть как открытыми и ограниченно-доступными, так и закрытыми.
7.7 Основные группы пользователей: специально группы администраторов, персонала системы и читателей не выделяются. Число групп и распределения прав в группах может быть произвольным. Но чаще всего да, имеет смысл создать группы обычных пользователей, администраторов и контент-менеджеров.
Технология формирования электронной библиотеки[править]
8.1 Технологические процессы формирования ЭБ: выражены в разностей степени и реализуются через сайт. Комплектование производится через сайт любым пользователем, имеющим права на загрузку конкретного типа документа. Регистрация и учет могут вестись если роли контент-менеджера запретить удалять документы, вполне достаточно чтобы он мог снять документ с публикации. Метаданные создавать могут все, кто может редактировать документы. Специальная техническая обработка и подготовка не требуется. Документы обрабатываются автоматически при загрузке, либо лениво по факту обращения.
8.2 В ELiS не встроены механизмы выявления, оценки, заказа и приобретения документов со сторонних информационных систем. Однако по импортированным ресурсам с внешних источников собирается статистика просмотров, которая может использоваться при принятия решения о продлении подписки.
8.3 Учет: при загрузке документов, в поле ноды помечается дата когда документ загружен и дата, когда изменен. На этой основе можно узнать сколько документов было создано. Для расчета стоимости штатных полей не ведется и нужное поле необходимо добавить вручную.
8.4 Создание метаданных: осуществляется при загрузке или редактировании документа.
8.5 Техническая обработка: как правило, документы не нужно специально готовить для размещения в библиотеке.
8.6 Хранение: при определении процедур, целесообразно ограничивать права на основе ролей и корректно применять резервное копирование и архивирование внешними средствами.
8.7 Управление: имеется встроенная статистика по просмотрам документов, которую можно выгрузить в машиночитаемом виде для анализа во внешних системах.
Организация электронной библиотеки[править]
9.1 Политика: организация разрабатывает самостоятельно. ELiS может использоваться для загрузки пользовательского контента самими пользователями.
9.5 Качественная оценка: экспертам можно предоставить доступ к статистике ЭБ с помощью управления доступом на основе ролей.
Архитектура ЭБ[править]
10.3 Архитектура по способу хранения: может быть как локальной, так и облачной.
10.4 Архитектура по способу организации: может быть как централизованной (чаще всего), так и распределенной (при использовании видео). При этом реляционная база данных всегда централизованная.