Московская электронная школа (МЭШ) - открылась для внешних пользователей. Разберемся, что именно стало доступно, как это смогут использовать школы и какие ещё изменения необходимы в МЭШ.
Содержание
История вопроса[править]
МЭШ развивают ТемоЦентр и ДИТ Москвы, т.е. это проект не федеральный, а Москвы.
Кроме МЭШ в стадии завершения жизненного цикла существуют библиотеки ресурсов ФЦИОР, ЕКЦОР, Медиатека ТемоЦентра. Все перечисленные ресурсы являются открытыми образовательными ресурсами (ООР) в виде библиотеки электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Их можно скачать в виде файлов и использовать в школах совершенно бесплатно. Но библиотеки ресурсов уже давно не обновляются и морально устарели (используют устаревшие плееры, не всё воспроизводится в браузерах и на мобильных устройствах). Все эти ресурсы довольно старые, а сами библиотеки ресурсов пользуются ограниченным спросом. ЭОР-ы используют OMS-плеер, Adobe Flash и HTML5. Ресурсы только на HTML5 могут использоваться и сегодня на устройствах с не слишком маленькими экранами.
Есть еще Российская электронная школа (РЭШ) и вот она как раз относительно новый проект (развивалась в 2016-2018). Впрочем РЭШ - это не библиотека ресурсов, а электронные курсы по школьной программе. РЭШ скорее не в помощь учителю, а вместо учителя. Иногда это надо (домашние образование, болезни, конфликты ученика с учителем, база уроков для подготовка начинающих учителей, повтор забытого и т.д.), но это нишевая система, которая будет весьма ограниченно использоваться в классе и именно работу в классе в текущем виде РЭШ меняет слабо. И да, у РЭШ есть ряд проблем с полнотой курсов, развивавший её институт Информику влили в другой с увольнением директора, а будущее РЭШ не ясно. Есть слухи, что РЭШ просит МЭШ поделиться своими технологиями, вроде МЭШ не против, но концептуально сегодня МЭШ существенно отличается от РЭШ.
Итак, уже долгие годы в стране не было новых открытых образовательных библиотек ресурсов. Что есть - устаревало, Министерство просвещения по федеральной линии проектов не запускало, а РЭШ - это открытые курсы, а не открытые ресурсы. Лично у меня возникло устойчивое ощущение, что тему ООР для школ государство закрыло с заменой курсами, а поляну электронных ресурсов в классе покроют коммерческие ресурсы Просвещения, Lecta и других.
И вот МЭШ внезапно объявляет, что открывает свою библиотеку для всех, в которой уже десятки тысяч ЭОР. И уже этот шаг весьма значим для идеи открытости ЭОР. Фактически Москва включается в развитие образования всей страны.
Важно ещё отметить то, что МЭШ, в отличие от ФЦИОР с ЕКЦОР, имеет существенно более длительный жизненный цикл. МЭШ не прекратит прием новых материалов через 3 года после создания, а будет полноценно работать как минимум до 2025 года, а может и дальше. Все это время МЭШ будет активно пополняться контентом и улучшать свои инструменты и это очень важно.
Курсы против библиотек ресурсов[править]
Сделанные библиотеки ресурсов (Медиатека ТемоЦентра, ЕКЦОР, ФЦИОР), хотя и обладали большим количеством качественных ЭОР, не завоевали образовательное пространство страны. Очевидно было решено, что надо делать уже не просто библиотеки ресурсов, а целые курсы. РЭШ пошла именно по этой схеме. Отчасти действительно есть такая проблема, что когда ЭОР очень много, поиск, подборка под занятия и т.д. - занятие не простое, а сами электронные библиотеки федеральных проектов не являются законченными системами, учителю ещё надо эти ресурсы запустить в классе, каким-то образом упорядочить, передать ученикам что надо запускать дома, проконтролировать и т.д. и сами ресурсы решая проблему учителя в одном месте, генерируют в другом. Отсюда можно выходить разным путем и один - создание полностью готовых качественных курсов, которым пошла РЭШ. Но есть и другой путь: расширить и улучшить электронную библиотеку, чтобы помочь учителям решать свои задачи в рамках самой электронной библиотеки с добавлением как покупного контента, так и UGC (контента, созданного самими учителями). Этот путь оказался ближе МЭШ. Истина, видимо, в объединении подходов и для одних задач использовать готовые курсы, а для других электронные библиотеки с возможностью создания учителем своего курса (урока) и поощрением переиспользования уроков (курсов) другими учителями с возможностью создания учителем собственных версий (вариаций) курсов.
Архитектура МЭШ[править]
В архитектуре МЭШ есть совершенно чёткое разделение на библиотеку ЭОР (https://uchebnik.mos.ru) и электронные дневники. Как описано выше, фактически сейчас у учителей есть нужда в LMS (учебных средах), а не в чистых библиотеках. Обычно в LMS библиотека и функционал управления занятиями не разделены, а тесно связаны. Однако в МЭШ, видимо в целях выполнение показателей по востребованности госуслуг, разместили дневники фактически в Госуслугах Москвы, а Библиотека МЭШ выделена в отдельную систему. Сам этот факт явного выделения библиотеки очень интересен с точки зрения реального примера выноса библиотеки из учебной среды (обычно в LMS границы библиотеки растворены в учебной среде).
Рассмотрим подробнее что есть библиотека? Библиотека - это ЭОР + поиск по ресурсам + классификаторы (включая навигацию) + плееры ресурсов + приложения создания своих ЭОР + аналитика. Отдельный интерес представляет классификатор Библиотеки МЭШ. Т.к. библиотека специализирована на обучении и учатся у нас по разным учебникам, но в единой на все учебники библиотеке нужен и классификатор один на все учебники. Правда хотя учебники разные, многие темы не сильно отличаются по тому, что будут рассказывать в разных учебниках. Вот в МЭШ такой обобщенный в смысле разных учебников, но конкретизированный в смысле раскрытости тем классификатор и создали и назвали контролируемыми элементами содержания (КЭС) и этот классификатор может быть полезен и внешним школьным проектам т.к. фактически выступает заменой ББК и УДК. Целевая аудитория Библиотеки МЭШ - учителя, учащиеся, родители.
Дневники - это про управление школьными процессами. Чтобы в дневнике поставить оценку, надо разбить всех пользователей по школам с классами, составить для всех расписание, завести административных работников и наделить их административными правами в их зонах ответственности (завучи, директора) и дальше заставить всех строго выполнять процессы, чтобы то что записано в дневниках соответствовало действительности. Т.е. для реализации дневников надо детально "оцифровать" административные школьные процессы, поэтому дневники - это про автоматизацию предприятия, а не просто какие-то оценки на сайте вместо бумажных дневников. Основной заинтересованной стороной в электронных дневниках оказывается администрация школ, а вовсе не родители с учащимися. И да, автоматизация школы, получается, вынесена в госуслуги и фактически и реализует значительную часть функционала учебной среды (LMS). Целевая аудитория дневников - администрация и уже потом учащиеся с родителями.
Разделение учебной среды на два компонента, находящихся в подчинении разных организаций, архитектурно довольно удивительно, но факт - МЭШ вполне себе работает и при таком разделении.
Цели МЭШ[править]
В конечном счёте МЭШ реализуется для повышения качества образования. Это повышение выражено (стр. 33 проекта стратегии) в довольно разумных цифрах увеличения к 2025 году доли поступающих в вузы москвичей (ЕГЭ открыл сильные вузы Москвы для способных учеников из регионов и тем самым московские выпускники конкурируют не только между собой, но и со всей страной) и доли 250-бальников ЕГЭ. Для этого МЭШ хочет за счёт статистики, собранной в МЭШ, помочь авторам учебников найти слабые места и их улучшить, а с другой помочь ученикам лучше учиться за счет индивидуализации треков, выявлению пробелов в пройденном материале с повтором неосвоенного. Эти технологические улучшения являются серьезным вызовом для разработчиков МЭШ и насколько удастся их осуществить мы узнаем в ближайшие годы, но важно отметить, что МЭШ - это про большие данные, статистику и индивидуализацию.
Усложняет процессы технологической индивидуализации то, что в МЭШ активно используются внешние ресурсы, в которых МЭШ лишь обёртка над, например, LearningApps или видеоуроков с других платформ и МЭШ не может получить информацию о результатах изучения таких ресурсов т.к. они не передают этой информации в МЭШ.
"Открытость" МЭШ[править]
МЭШ открыта уже сейчас как система со значительным количеством ЭОР. В общем доступе на момент открытия:
Сценарии уроков: 35 тыс Приложения: 52 тыс Тесты: 25 тыс Худ. литература: 200 Атомарные ресурсы: 488 тыс. Учебные пособия: 1 тыс.
Да, есть ещё электронные учебники Просвещения и Русского слова, которые в ограниченном доступе, доступные только в Москве и не видимы регионам. Мэром Москвы обещана возможность открытия регистрации аккаунтов в МЭШ (сейчас из регионов в МЭШ зарегистрироваться нельзя). Регистрация нужна для возможности создания и упорядочивания контента учителем и сбора статистики и результатов работы учащихся. Здесь вылезла как раз проблема с тем, что дневники встроены в Госуслуги Москвы и как теперь быть с аккаунтами из регионов - не очень ясно. Но вопрос решат. Как и что именно станет доступно учителям из регионов - пока не ясно и здесь надо подождать как разведут проблему со слишком тесным встраиванием дневников в Госуслуги Москвы.
Но в бочке открытости МЭШ есть и ведро дёгтя. С точки зрения логики ООР (открытых образовательных ресурсов), ресурс открыт тогда, когда его можно не только запускать, но и копировать, изменять и использовать в составе новых ЭОР. Возможность легального переиспользования, в том числе с внесением изменений для создания новых ЭОР - ключевой индикатор открытости образовательных ресурсов. Открытость к переиспользованию реализуется через "открытые лицензии" согласно ст. 1286.1 ГК РФ. И вот здесь выясняется, что ничего об открытых лицензиях на сайте Библиотеки МЭШ не указано, а значит воспроизведение ЭОРов ограничено авторским правом и никаких особых прав кроме как указанных в ст. 1274, 1275 ГК РФ школы (и учителя) не получают. Нет открытой лицензии, значит и МЭШ не является хранилищем открытых образовательных ресурсов и допускает их использование только в составе самой МЭШ.
Что надо изменить в МЭШ[править]
В России не может существовать единственная облачная система цифровой школы. Будет потребность в отдельных федеральных, региональных и локальных проектах и здесь надо научиться не повторять многократно работу, а использовать уже созданное. Для участия МЭШ в открытом образовательном пространстве России (и российского образования за рубежом), надо открыть МЭШ для авторов контента (лицензионно) и информационных образовательных систем (программно).
- Добавление функционала "курса", собранного учителем для себя и которым можно делиться с другими - это очевидное пожелание к МЭШ и оно создателям МЭШ известно.
- Но для улучшения системы образования в России важно, чтобы ресурсы МЭШ соответствовали понятию ООР, т.е. необходимо открыть ЭОР в МЭШ под открытыми лицензиями, которые позволяли бы удобно распространять и изменять ресурсы. В качестве возможной лицензии можно указать Creative Commons (CC-BY 4.0).
- Предусмотреть API для экспорта ресурсов и метаданных во внешние системы в виде открытых данных. Это полезно, чтобы образовательные системы регионов, городов и отдельных школ могли интегрироваться в Библиотеку МЭШ или автоматически синхронизовать (обновлять) свои ресурсы с Библиотекой МЭШ. Как вариант, использовать протокол OAI-PMH.
- Открыть все используемые классификаторы МЭШ под разрешительной открытой лицензией, такой как CC0.
- Улучшить технические возможности по встраиванию контента Библиотеки МЭШ в сторонние сайты и приложения, чтобы контент МЭШ можно было запускать не выходя из региональных образовательных порталов или иных школьных учебных сред и систем.
- Предусмотреть API для получения результатов прохождения тестов и ЭОР внешними системами, чтобы можно было встроить тест во внешнюю систему и узнать как авторизованный во внешней системе учащийся сдал тест и прошел ЭОР, чтобы МЭШ могла играть роль хостинга для внешних систем.