LMS помогает организовать обучение и по логике выстраивания курса, учебный контент должен размещаться в учебной среде.
Но зачем нужна отдельная электронная библиотека (ЭБ), когда все материалы можно разместить в LMS?
Ответ здесь такой, что отдельная ЭБ нужна не всегда. Но давайте вначале разберемся в различиях и общих чертах LMS и ЭБ.
LMS имеет фактически в своем составе ЭБ, если понимать под ЭБ систему хранения, поиска и выдачи (воспроизведения) ресурсов. Разница в том, что LMS с самого начала предназначена чтобы учить в составе курсов и предоставлять доступ к ресурсам только тем учащимся, которые записаны на курс. LMS - она не про хранение и воспроизведение ресурсов, а про организацию обучения в том числе с помощью ресурсов.
ЭБ наоборот, обучение не организует, а просто хранит ресурсы в некотором упорядоченном виде с некоторой системой навигации, часто привязанной не к конкретному курсу, а к тематике ресурса. В ЭБ часто предполагается свободный доступ к некоторым ресурсам, организация которого может быть затруднительной в случае размещения ресурсов в LMS.
То, что LMS и ЭБ решают разные задачи отражается на их интерфейсе взаимодействия с пользователями и их функционале.
Теперь можно привести конкретные примеры, когда имеет смысл владеть ЭБ.
Содержание
Библиотека как общее хранилище ресурсов[править]
Организацию обучения и хранение ресурсов можно разделить на два уровня абстракции:
- хранение ресурсов в одном месте;
- обучение с помощью ресурсов в рамках курса.
Если предполагается свободный обмен ресурсами внутри организации, публикация части ресурсов в открытом доступе, привлечение внешнего трафика на ресурсы, то здесь разумно будет выделить отдельную ЭБ в качестве такого хранилища. ЭБ представит более удобную навигацию и более дружелюбный интерфейс, чем это может сделать LMS. Кроме того, такой подход будет полезен для реализации банка ресурсов, куда все желающие смогут обращаться за поиском полезных ресурсов.
ЭБ могут быть более дружелюбны к поисковикам, что помогает привлекать внешний трафик на ресурсы.
Для сравнения, ресурсы в курсе Moodle и в ЭБ ELiS:
Библиотека как сервис[править]
В качестве расширения функционала хранилища ресурсов, можно рассмотреть возможность встраивания ресурсов из ЭБ прямо в учебную среду. Т.е. когда ресурс физически хранится в ЭБ, а в учебную среду встраивается подобно видео с YouTube с помощью некоторого кода вставки. Этот механизм вставки не является универсальным и может подходить не для всякого учебного ресурса, но в ряде случаев он может работать.
Преимуществом такого подхода, что ЭБ - это сервис для учебной среды, является возможность встраивания в учебный курс некоторых типов ресурсов, изначально не поддерживаемых самой учебной средой.
В случае использования ЭБ ELiS, это будет видео, PDF и EPUB, о чем можно почитать здесь: https://elibsystem.ru/node/244, а примеры встроенных в Moodle ресурсов посмотреть здесь: https://moodle3.elibsystem.ru/course/view.php?id=2.
Библиотека как хранилище внеучебного контента[править]
Если LMS принадлежит организации, то у этой организации есть контент, не участвующий непосредственно в обучении, но который может быть важно хранить и предоставлять в доступ по различным соображениям. Это могут быть записи с различных мероприятий, диссертации, сборники, газеты, научные статьи, отчеты, ВКР, диссертации, фотоальбомы, формальные документы и другой контент, хранение которого близко по задачам к универсальной библиотеке. Конечно, такой контент можно технически разместить в LMS, но вероятно лучше его вынести в отдельную ЭБ.