Ко второй российской встречи в рамках "Глобального видения" подготовил тезисно свои ответы на предложенные IFLA к обсуждению темы.
Ответы не раскрывают смысл, какими мне видятся библиотеки, а концентрируются на ответах по цифровой тематике развития библиотек и только в рамках поставленных к обсуждению тем.
1. Мы должны стать защитниками интеллектуальной свободы
1.1 Пропаганда свободных лицензий.
1.2 Реализация общедоступных контентных сервисов.
1.3 Финансирование НКО, развивающих доступ к информации под свободными лицензиями.
1.4 Лоббирование поправок в законодательство об авторском праве.
1.5 Продолжение аренды и покупки контента.
1.6 Открытый доступ к собственным данным.
2. Мы должны усовершенствовать наши традиционные роли в цифровую эпоху
2.1 Реализация узконаправленных контентных сервисов для чтения литературы.
2.2 Библиотека школы - центр цифрового контента учебного заведения.
2.3 В цифре переход от создания локальных сервисов, к глобальным.
2.4 Реализация общедоступных контентных сервисов (повтор п.1.2)
2.5 Сборка и архивирование веба.
2.6 Сохранение цифрового наследия.
2.7 Расширение зоны ответственности библиотек с книги на все типы ресурсов.
2.8 Библиотека развивает не чтение, а информационное общество.
3. Нам необходимо лучше понимать потребности сообщества и разрабатывать эффективные услуги.
3.1 Местное сообщество рассматривается не только как люди, которые потенциально могут прийти в библиотеки, ну и как организации и группы людей, имеющих информационные потребности, которые могут быть удовлетворены библиотекой путем оказания удаленных сервисов по доступу и публикации информации.
4. Мы должны не отставать от постоянных технологических изменений.
4.1 Переход системы каталогизации на связанные данные.
4.2 Открытый доступ к собственным данным (повтор п. 1.6)
4.3 Реализация общедоступных контентных сервисов (повтор п. 1.2) и библиотечных сервисов.
4.4 Создание баз знаний федерального, регионального, муниципального и корпоративного уровней.
4.5 Аналитические платформы поверх баз знаний.
4.6 Накопление собственных компетенций в технологиях поиска, искуственного интеллекта, обработки больших массивов данных.
4.7 Перестройка профильного образования под ИТ и п. 4.6.
4.8 Интеграция в экономику и научно-технологическое развитие информационного общества путем предоставления информационных сервисов (см. п. 1.2).
5. Нам нужно больше опытных защитников на всех уровнях
5.1 Лучшая защита - быть очевидно-полезным информационному обществу. Надо не защитников искать для себя текущих, а меняться.
6. Нам необходимо приложить все усилия, чтобы вышестоящие органы понимали нашу роль и вклад
6.1 Необходимо убедить в необходимости изменения библиотеки под информационное общество, получить полномочия на реализацию сервисов, изменение законодательства и финансирование.
7. Нам необходимо формировать дух сотрудничества
7.1 Снижение уровня контроля, с делегацией сообществу возможности наполнения баз данных.
7.2 Поощрение коллективных сетевых проектов.
7.3 Запуск профессиональных коллективных проектов.
8. Нам необходимо пересмотреть существующие структуры и модели поведения
8.1 Реализация бесплатного "библиотечного МООК". Запуск удаленных образовательных программ и курсов повышения квалификации.
8.2 Мониторинг квалификации библиотекарей с публикацией результатов вплоть до библиотеки.
8.3 Внедрение KPI.
8.4 Удаленный сервис профессиональной аттестации.
8.5 Развитие клиентоориентированного подхода.
8.6 ИТ-перестройка института под задачи информационного общества.
9. Нам необходимо обеспечить максимальный доступ к документальному наследию мира
9.1 см п. 1.2, п. 1.4, п. 2.7,
9.2 Взаимодействие с остальными институтами для помощи публикации их контента в сети.
1.1 Пропаганда свободных лицензий.
1.2 Реализация общедоступных контентных сервисов.
1.3 Финансирование НКО, развивающих доступ к информации под свободными лицензиями.
1.4 Лоббирование поправок в законодательство об авторском праве.
1.5 Продолжение аренды и покупки контента.
1.6 Открытый доступ к собственным данным.
2. Мы должны усовершенствовать наши традиционные роли в цифровую эпоху
2.1 Реализация узконаправленных контентных сервисов для чтения литературы.
2.2 Библиотека школы - центр цифрового контента учебного заведения.
2.3 В цифре переход от создания локальных сервисов, к глобальным.
2.4 Реализация общедоступных контентных сервисов (повтор п.1.2)
2.5 Сборка и архивирование веба.
2.6 Сохранение цифрового наследия.
2.7 Расширение зоны ответственности библиотек с книги на все типы ресурсов.
2.8 Библиотека развивает не чтение, а информационное общество.
3. Нам необходимо лучше понимать потребности сообщества и разрабатывать эффективные услуги.
3.1 Местное сообщество рассматривается не только как люди, которые потенциально могут прийти в библиотеки, ну и как организации и группы людей, имеющих информационные потребности, которые могут быть удовлетворены библиотекой путем оказания удаленных сервисов по доступу и публикации информации.
4. Мы должны не отставать от постоянных технологических изменений.
4.1 Переход системы каталогизации на связанные данные.
4.2 Открытый доступ к собственным данным (повтор п. 1.6)
4.3 Реализация общедоступных контентных сервисов (повтор п. 1.2) и библиотечных сервисов.
4.4 Создание баз знаний федерального, регионального, муниципального и корпоративного уровней.
4.5 Аналитические платформы поверх баз знаний.
4.6 Накопление собственных компетенций в технологиях поиска, искуственного интеллекта, обработки больших массивов данных.
4.7 Перестройка профильного образования под ИТ и п. 4.6.
4.8 Интеграция в экономику и научно-технологическое развитие информационного общества путем предоставления информационных сервисов (см. п. 1.2).
5. Нам нужно больше опытных защитников на всех уровнях
5.1 Лучшая защита - быть очевидно-полезным информационному обществу. Надо не защитников искать для себя текущих, а меняться.
6. Нам необходимо приложить все усилия, чтобы вышестоящие органы понимали нашу роль и вклад
6.1 Необходимо убедить в необходимости изменения библиотеки под информационное общество, получить полномочия на реализацию сервисов, изменение законодательства и финансирование.
7. Нам необходимо формировать дух сотрудничества
7.1 Снижение уровня контроля, с делегацией сообществу возможности наполнения баз данных.
7.2 Поощрение коллективных сетевых проектов.
7.3 Запуск профессиональных коллективных проектов.
8. Нам необходимо пересмотреть существующие структуры и модели поведения
8.1 Реализация бесплатного "библиотечного МООК". Запуск удаленных образовательных программ и курсов повышения квалификации.
8.2 Мониторинг квалификации библиотекарей с публикацией результатов вплоть до библиотеки.
8.3 Внедрение KPI.
8.4 Удаленный сервис профессиональной аттестации.
8.5 Развитие клиентоориентированного подхода.
8.6 ИТ-перестройка института под задачи информационного общества.
9. Нам необходимо обеспечить максимальный доступ к документальному наследию мира
9.1 см п. 1.2, п. 1.4, п. 2.7,
9.2 Взаимодействие с остальными институтами для помощи публикации их контента в сети.
10. Мы должны предоставить молодым профессионалам реальные возможности для обучения, развития и лидерства
10.1 Реализация вышеописанных пунктов приведет к появлению новых, активных специалистов, которых старшее поколение не ограничивает в возможностях, а вытеснят естественным путем.
10.1 Реализация вышеописанных пунктов приведет к появлению новых, активных специалистов, которых старшее поколение не ограничивает в возможностях, а вытеснят естественным путем.