14 июля 2017 года прошла региональная рабочая встреча, в рамках которой 32 эксперта отвечали на вопросы об общем видении библиотек.
Ниже приведены ответы экспертов (в скобках число голосов) и комментарии к ним.
Содержание
Видение библиотек[править]
Вопрос 4. Какие основные ценности библиотек?[править]
1. Достоверность информации и легальность доступа к ней (уважение к copyright) (27) 2. Равный доступ к информации, открытость, нейтральность, бесплатность (22) 3. Профессионализм в работе с информацией (20) 4. Ориентированность на интересы пользователей (20) 5. Комфортные условия (здания, оборудование, мебель, доступность, удобство, Интернет и т.д.) (18)
Удивительно, что почти половина экспертов считают, что библиотеки не должны ориентироваться на интересы пользователей. И хотя для районных библиотек вопрос ориентации дискуссионный, для остальных типов библиотек отрицать ценность интересов пользователей довольно странно.
Вопрос 5. Какие у библиотек сильные стороны?[править]
1. Обширная офлайн-сеть учреждений (28) 2. Уникальные ресурсы и фонды (25) 3. Доступная многофункциональная среда, центр коммуникаций, «третье место» (22) 4. Широкий спектр мероприятий высокого уровня (19) 5. Уникальные компетенции персонала (17)
Основные сильные стороны библиотек - обширная офлайн-сеть (т.е. районные и школьные библиотеки) и уникальные ресурсы и фонды. При этом надо понимать, что уникальные ресурсы и фонды находятся вовсе не там же, где и обширная офлайн-сеть (в обширной сети как раз массовые издания), а в региональных библиотеках и библиотеках крупных вузов. К основным сильным сторонам мы вернемся чуть позднее. Но также и отметим, что уникальные ресурсы и фонды (представляя очевидную историческую и культурную ценность), имеют ограниченный круг потребителей.
Вопрос 6. Чему библиотеки должны уделять больше внимания?[править]
1. Повышению квалификации, профессиональному и личностному росту персонала (30) 2. Работе с сообществами и пользователями (29) 3. Изучению запросов пользователей и максимальному их удовлетворению (29) 4. Быстрой адаптации к изменениям в обществе и окружающем мире (29) 5. Взаимодействию с властями (26)
Очевидно, персонал не соответствует тем проблемам, которые перечислены в п.6 т.к. только два эксперта не ставят задачу повышения профессионализма.
Интересно и то, что в 6.2 библиотекам следует лучше работать с сообществами и пользователями, но по 4.4 не идти на поводу.
Также эксперты оптимистично настроены на получение от власти какой-то помощи.
Вопрос 7. Чему библиотеки должны уделять меньше внимания?[править]
1. «Безадресной» работе, мероприятиям ради мероприятий (28) 2. Поискам виновных, жалобам и унынию (24) 3. Раздорам и выяснению отношений (22) 4. Профессиональному снобизму, подчёркиванию своей исключительности (20) 5. Чрезмерным отчётам (19)
Эксперты считают свои мероприятия неэффективными. Если не считать отчетов, то критика фактически направлена на профессиональные качества библиотекарей. Но в этом пункте важно не то, что названо, а то, что не названо. А не названы здесь никакие виды деятельностей библиотек. Т.е. выходит, что в целом деятельность библиотек правильная, просто люди недостаточно квалифицированные и мотивированные. Например, если бы библиотеки проводили профессиональней мероприятия, привлекали большее количество людей, активнее предлагали пользователям свои услуги - все было бы хорошо. Удивительно, но ни в вопросе 6 ни в вопросе 7 влияние "цифры" практически не прослеживается.
Проблемы общества и библиотек[править]
Вопрос 8. Основные вызовы, стоящие перед обществом[править]
1. Цифровая экономика и цифровые технологии (29) 2. Глобализация, стремительная эволюция глобальной информационной и образовательной сред (28) 3. Снижение уровня образованности и культурности населения (25) 4. Автоматизация труда, сокращение рабочих мест (22) 5. Цифровое неравенство (19)
А вот и "цифра". Из вопросов 6 и 7 видно, что с "цифрой" у библиотек проблем нет, зато эти проблемы есть у общества.
Вопрос 9. Основные вызовы, стоящие перед библиотеками[править]
1. Высокая конкуренция в информационном пространстве (29) 2. Кадровый голод, проблема привлечения молодых перспективных сотрудников (26) 3. Отсутствие социального заказа со стороны государства и общества (22) 4. Снижение интереса к традиционным носителям информации (22) 5. Высокие темпы развития мобильных технологий, ведущие к оттоку аудитории в виртуальное пространство (17)
Почти все эксперты отметили в качестве вызова перед библиотекой высокую конкуренцию в информационном пространстве (п.9.1). Надо понимать, что конкуренция в информационном пространстве, хотя здесь не говорится о цифровом пространстве, является следствием влияния именно онлайна. Онлайн же влияет на слабый заказ со стороны государства (п.9.3), т.к. информация стала сейчас заметно доступней без обращения в библиотеки и конечно это отражается на снижении интереса к традиционным носителям (п.9.4). Фактически большинство вызовов генерируются онлайном, но как мы выяснили из совокупности ответов на вопросы 6-8, библиотеки считают ИТ-развитие проблемой больше общества, чем своей и активно работать над собой в этом направлении не намерены.
Вопрос 10. Основные вызовы, стоящие перед профессией[править]
1. Разрушение системы профессионального образования и гибкой системы повышения квалификации (30) 2. Непрестижность профессии библиотекаря (27) 3. Несоответствие профессиональных стандартов современным условиям труда и развитию технологий (26) 4. Отсутствие новых, критичных для цифровой экономики компетенций и навыков (25) 5. «Старение» профессии - высокий средний возраст кадров с «доцифровым» менталитетом (24)
Лично мне кажется, что профессиональное библиотечное образование проспало цифровую революцию. Даже если бы сейчас кафедры не закрывались и не объединялись (п.10.1), а сохранились в прежнем количестве, профессию это бы не спасло. К тому же переквалификация массовых библиотек на сообщества не требует библиотечного образования. Довольно много экспертов высказались за критичность цифровых компетенций, что снова несколько не вписывается в ранее данные ответы по цифре и библиотекам. Проблемы с цифрой есть у профессии, но почему-то нет у библиотек.
Видение единого библиотечного сообщества[править]
Вопрос 11. Как единое библиотечное сообщество может ответить на вызовы, определённые в предыдущих ответах[править]
1. Изучать новые технологии и использовать их в работе (28) 2. Реформировать систему подготовки кадров (28) 3. Вести диалог с властными структурами, развивать профессиональное лоббирование (27) 4. Вести системную законотворческую и нормативную деятельность. Обеспечивать гармонизацию законов в разных странах и юрисдикциях (25) 5. Вовлекать пользователей в деятельность библиотек (25)
Вопрос 12. Каковы характеристики единого библиотечного сообщества[править]
1. Наличие общих целей и видения перспектив развития (29) 2. Устойчивые связи со смежными сообществами (29) 3. Наличие единой системы профессиональных ценностей (27) 4. Координация усилий и обмен опытом (26) 5. Интеграция национальных сообществ в единое мировое сообщество (25)
В п.12.1 мне видится тавтология: если у сообщества нет общих целей и видения, то каким же образом оно будет единым? Получается, в этом вопросе заложено то, что необходимо сделать, чтобы сформировать единое бибсообщество.
Мне представляется, что у массовых районных библиотек, школьных библиотек и вузовских библиотек не удастся сформировать таким образом основные цели этих организаций, чтобы они оказались общими. На библиотеки давит цифра. На разные типы библиотек давит по-разному и выходы будут тоже разные. Поэтому не будет общих основных целей, а те что будут - будут не основными. Лозунг "единения библиотек" в рамках инициативы может быть даже вреден. Гораздо лучше искать единения в рамках типового деления библиотек.
Вопрос 13. На чём должно сконцентрировать свои усилия единое библиотечное сообщество[править]
1. На выработке концепции современной библиотеки (27) 2. На определении и понимании тенденций развития глобальной информационной среды и места библиотек в ней (25) 3. На выстраивании стратегии деятельности в новой информационной среде (22) 4. На формировании единого электронного пространства знаний (21) 5. На защите сети библиотек, прав библиотекарей и читателей (16)
По п.13.1 считается, что единое сообщество должно выработать концепцию (одну) современной библиотеки. Но речь должна идти не об концепции, а об концепциях (по видам и размерам библиотек). Две трети экспертов в п.13.4 высказались за влияние единого сообщества на развитие НЭБ. Хотя посыл правильный, правительство и минкульт за годы работы проекта не выражали заинтересованности во взаимодействии с сообществами. Нет оснований считать, что что-то изменится. А для глобального пространства знаний, литература на русском языке за пределами территории бывшего СССР значительного интереса не представляет.
Выводы[править]
Глобальное видение получилось внутренне-противоречивым. Значительная вина и ответственность возложены на рядовых сотрудников библиотек, при этом подразумевается, что институциональная стратегия библиотек в основном верная. Хотя эта стратегия не затрагивает работу с цифровыми информационными технологиями, в целом проблемы информационного общества - это проблемы именно общества, а не библиотек. Налицо несоответствие сильных сторон библиотек (обширная офлайн-сеть и уникальные фонды) с вызовами перед обществом и с фактическими причинами кризиса в библиотеках (вызовы перед библиотеками в п.9). Однако из видения совершенно не ясно как библиотекам следует отвечать на вызовы информационного общества в онлайне. Неужели ответ библиотеки найдут в офлайн-работе?