Обычно в вузах библиотека первым делом обеспечивает образовательный процесс.
Вторым и третьим научный и социокультурный. Но тут уже порядок жестко не установлен. В иных вузах науки нет, в других социокультурные задачи преобладают над научными.
Попытаюсь перечислить задачи, над которыми следует работать типовой вузовской библиотеки среднего или крупного вуза.
Содержание
Образовательные задачи библиотеки вуза[править]
- Налицо сдвиг в область ИТ-аутсорсинга услуг комплектования и выдачи (ЭБС). Но при этом минобр не рассматривает внешние ЭБС как внешние сервисы. Для него это все электронная библиотека (ЭБ) вуза. С другой стороны, требуется встраивание контента в ЭИОС. Т.е. происходит (должно происходить) углубление ИТ-связи библиотеки и образовательной ИТ-системы вуза.
- Публикации вуза уходят в онлайн. Логичней всего, чтобы по крайней мере издания вуза размещались в ЭБ вуза, а для этого надо создать определенные сервисы, чтобы внутренним издателям хотелось с библиотекой работать, а также прокачиваться по вопросам сохранности этого контента (DOI, и т.п.) и его доступности в поисковиках (SEO), включая в научных (Google Scholar).
- Работа над продвижением ресурсов (бумажных и электронных) требует улучшение в маркетинге.
- Бюрократизация образовательного процесса требует телодвижений с книгообеспеченностью. Разумно как-то это все автоматизировать для удобной работы как преподавателей, так и библиотекарей.
- Усиливаются ожидания пользователей от удаленных услуг библиотеки при том, что у производителей систем нужного функционала нет. Разумно, чтобы библиотека могла своими силами удовлетворить потребности путем создания сервисов.
- Есть на западе тренд, что библиотеке следует выставить на отдельные группы кураторов, которые помогут разобраться с подписными ресурсами, где публиковаться и т.п.
- Депонирование ВКР.
- Техническое обеспечение проведения студенческих конференций.
... Старые задачи "бумажной эпохи" отдельно выписывать не буду, т.к. они не изменились.
Научные задачи библиотеки вуза[править]
- Подписки. Участие в конкурсах минобрнауки.
- "Единый" поиск.
- Сервис удаленного доступа.
- Продвижение своих сборников во внешние наукометрические системы + публикация.
- Наукометрические консультации ученых и аспирантов.
- Сбор наукометрических показателей (возможно это могут сделать сами факультеты) для эффективных контрактов или их перепроверка (контроль).
- Депонирование препринтов. Публикация научных сборников в своей ЭБ. Поддержание работоспособности ссылок.
- Техническое обеспечение проведения научных конференций.
... Старые задачи остаются, хотя и постепенно теряют свою актуальность.
Социокультурные задачи библиотеки вуза[править]
Здесь ничего нового нет, кроме:
- Развитие маркетинга.
- Запись и хранение наиболее интересных мероприятий вуза для корпоративного архива.
Направление развития библиотеки вуза[править]
Подводя итог, можно сказать, что библиотеке следует усиливать ИТ-направление и удаленное обеспечение сервисами.
Важно описанный подход противопоставлять другому вектору развития вузовских библиотек: уходу от сложных задач, аутсорсингу всего связанного с ИТ при форсировании офлайновых социокультурных задач в виде коворкингов, "третьих мест" и подобных решениий, в которых главным достоинством библиотеки является её площадь, а решаемые задачи эквивалентны задачам районной библиотеки.
А как "у них"?[править]
Часто удается слышать, что на западе библиотеки вузов постоянно наполнены, работают 24/7, удачно совмещают онлайн-работу и офлайн-услуги, активно используются для самоподготовки. Все это так, но "у нас" пока не возникли условия для роста спроса на учебные офлайн-услуги со стороны студентов. В тоже время, давайте рассмотрим стратегические приоритеты библиотеки Гарварда на 2016 год: http://library.harvard.edu/objectives-priorities.
- Implement a Harvard Library collection and content development strategic plan in support of University-wide research teaching and learning:
- Collections and Content
- Enable effective access to the world of knowledge and data through intuitive discovery, networks of expertise and global collaborations
- Open Access
- Library Services Platform
- Deliver innovative and programmatic support for learning and research in partnership with faculty and other researchers
- Research, Teaching and Learning
- Improve Delivery of Digital Objects
- Steward vulnerable and critical research information in partnership with academic and administrative functions across the University and beyond
- Coordinated Digitization
- Manage Born Digital
- Harvard Depository Strategy
- Data Management
- Support a robust professional development network in a learning organization
- Staff Development
Хорошо видно, что большей частью стратегия затрагивает информационные технологии.