home

Задачи развития вузовской библиотеки

Обычно в вузах библиотека первым делом обеспечивает образовательный процесс.

Вторым и третьим научный и социокультурный. Но тут уже порядок жестко не установлен. В иных вузах науки нет, в других социокультурные задачи преобладают над научными.

Попытаюсь перечислить задачи, над которыми следует работать типовой вузовской библиотеки среднего или крупного вуза.

Образовательные задачи библиотеки вуза[править]

  1. Налицо сдвиг в область ИТ-аутсорсинга услуг комплектования и выдачи (ЭБС). Но при этом минобр не рассматривает внешние ЭБС как внешние сервисы. Для него это все электронная библиотека (ЭБ) вуза. С другой стороны, требуется встраивание контента в ЭИОС. Т.е. происходит (должно происходить) углубление ИТ-связи библиотеки и образовательной ИТ-системы вуза.
  2. Публикации вуза уходят в онлайн. Логичней всего, чтобы по крайней мере издания вуза размещались в ЭБ вуза, а для этого надо создать определенные сервисы, чтобы внутренним издателям хотелось с библиотекой работать, а также прокачиваться по вопросам сохранности этого контента (DOI, и т.п.) и его доступности в поисковиках (SEO), включая в научных (Google Scholar).
  3. Работа над продвижением ресурсов (бумажных и электронных) требует улучшение в маркетинге.
  4. Бюрократизация образовательного процесса требует телодвижений с книгообеспеченностью. Разумно как-то это все автоматизировать для удобной работы как преподавателей, так и библиотекарей.
  5. Усиливаются ожидания пользователей от удаленных услуг библиотеки при том, что у производителей систем нужного функционала нет. Разумно, чтобы библиотека могла своими силами удовлетворить потребности путем создания сервисов.
  6. Есть на западе тренд, что библиотеке следует выставить на отдельные группы кураторов, которые помогут разобраться с подписными ресурсами, где публиковаться и т.п.
  7. Депонирование ВКР.
  8. Техническое обеспечение проведения студенческих конференций.

... Старые задачи "бумажной эпохи" отдельно выписывать не буду, т.к. они не изменились.

Научные задачи библиотеки вуза[править]

  1. Подписки. Участие в конкурсах минобрнауки.
  2. "Единый" поиск.
  3. Сервис удаленного доступа.
  4. Продвижение своих сборников во внешние наукометрические системы + публикация.
  5. Наукометрические консультации ученых и аспирантов.
  6. Сбор наукометрических показателей (возможно это могут сделать сами факультеты) для эффективных контрактов или их перепроверка (контроль).
  7. Депонирование препринтов. Публикация научных сборников в своей ЭБ. Поддержание работоспособности ссылок.
  8. Техническое обеспечение проведения научных конференций.

... Старые задачи остаются, хотя и постепенно теряют свою актуальность.

Социокультурные задачи библиотеки вуза[править]

Здесь ничего нового нет, кроме:

  1. Развитие маркетинга.
  2. Запись и хранение наиболее интересных мероприятий вуза для корпоративного архива.

Направление развития библиотеки вуза[править]

Подводя итог, можно сказать, что библиотеке следует усиливать ИТ-направление и удаленное обеспечение сервисами.

Важно описанный подход противопоставлять другому вектору развития вузовских библиотек: уходу от сложных задач, аутсорсингу всего связанного с ИТ при форсировании офлайновых социокультурных задач в виде коворкингов, "третьих мест" и подобных решениий, в которых главным достоинством библиотеки является её площадь, а решаемые задачи эквивалентны задачам районной библиотеки.

А как "у них"?[править]

Часто удается слышать, что на западе библиотеки вузов постоянно наполнены, работают 24/7, удачно совмещают онлайн-работу и офлайн-услуги, активно используются для самоподготовки. Все это так, но "у нас" пока не возникли условия для роста спроса на учебные офлайн-услуги со стороны студентов. В тоже время, давайте рассмотрим стратегические приоритеты библиотеки Гарварда на 2016 год: http://library.harvard.edu/objectives-priorities.

  1. Implement a Harvard Library collection and content development strategic plan in support of University-wide research teaching and learning:
    1. Collections and Content
  2. Enable effective access to the world of knowledge and data through intuitive discovery, networks of expertise and global collaborations
    1. Open Access
    2. Library Services Platform
  3. Deliver innovative and programmatic support for learning and research in partnership with faculty and other researchers
    1. Research, Teaching and Learning
    2. Improve Delivery of Digital Objects
  4. Steward vulnerable and critical research information in partnership with academic and administrative functions across the University and beyond
    1. Coordinated Digitization
    2. Manage Born Digital
    3. Harvard Depository Strategy
    4. Data Management
  5. Support a robust professional development network in a learning organization
    1. Staff Development

Хорошо видно, что большей частью стратегия затрагивает информационные технологии.