home

Статистика ELiS ПГНИУ за 2015 год

Эффективность внедрения электронной библиотеки (ЭБ) зависит от множества факторов. Не все из них можно оценить при поверхностном взгляде на библиотеку, особенно не являясь специалистом по продвижению и мерилом успешности проекта является, естественно, статистика.

Ниже представлены статистические результаты работы ELiS в Пермском государственном университете (ПГНИУ), использующем практически все доступные модули (учебники под DRM и без, оцифрованные книги начала XX века, научные статьи, прямые трансляции с лекций и дворца культуры).

Активной работы по продвижению библиотеки ELiS внутри вуза не велось.

Будет много цифр, если они вам не интересны, сразу перейдите к сравнению с другими ЭБС и к анализу и рекомендациям: http://elibsystem.ru/node/121#.D0.A1.D1.80.D0.B0.D0.B2.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D1.81_.D0.B4.D1.80.D1.83.D0.B3.D0.B8.D0.BC.D0.B8_.D0.AD.D0.91.D0.A1_.D0.B2.D1.83.D0.B7.D0.B0

О вузе[править]

В вузе 13 тыс. студентов и 1,2 тыс преподавателей. Студентов очной формы - 6 тыс.

Статистика за все время[править]

  • Всего книг: 2034
    • Всего книг в свободном доступе 1152 (разрешен просмотр без авторизации)
    • Всего книг в открытом доступе 88 (разрешен просмотр и скачивание без авторизации)
  • Всего видео: 20
  • Всего презентаций: 6
  • Всего постояннодействующих прямых трансляций: 8
  • Всего зарегистрированных пользователей: 2135

Статистика с 01.01.2015 по 31.12.2015[править]

  • Добавлено книг: 759
  • Добавлено видео: 19
  • Добавлено презентаций: 6
  • Всего выдано книг: 22836
    • Скачано книг: 674
  • Среднесуточная книговыдача: 62
  • Поисковых запросов: 4338
  • Число сессий: 19499
    • веб-сессий: 18276
    • сессий приложений ELiS: 1223
  • Число просмотренных страниц: 373042
    • просмотрено страниц авторизованными пользователями: 67073
  • В среднем просмотрено страниц за одну сессию: 19

По числу просмотренных трансляций точных данных нет, от 1000 до 4000 сессий.

Данные Yandex Metrika[править]

Счетчик открыт для публичного доступа: https://metrika.yandex.ru/dashboard?id=24562826

Данные Google Analytics[править]

Число веб-сессий: 18276 Число веб-пользователей: 10891 Просмотров веб-страниц сайта: 68762 Веб-страниц за сеанс: 3,76 Cредняя продолжительность сеанса: 00:03:27 Показатель отказов: 52,24 % Новые сеансы: 10676 (58,24)% Сеансы вернувшихся пользователей: 7600 (41,58%)

Язык:

  • ru (16147) 88,35%;
  • en: (1301) 7,12%;
  • uk: (44) 0,24%;
  • pl: (24) 0,13%;

Страна:

  • Russia: (15879) 86,88%;
  • Ukraina: (452) 2,47%;
  • United States: (436) 2,39;
  • Belarus: (258) 1,41%;
  • Kazahstan: (107) 0,58%;
  • Germany: (91) 0,50%;

Город:

  • Perm: (8805) 48%;
  • Moscow: (1468) 8,03%;
  • Yekaterinburg: (725) 3,97%;
  • Saint Petersburg: (569) 3,11%;
  • Berezniki: (251) 1,37%;
  • Ufa: (195) 1,07%;

Крупнейшие провайдеры:

  • ПГНИУ: (3221) 17,6%;
  • Эр-телеком: (977) 7,59%;

Источники трафика:

  • Поисковые системы: 7552
  • Ссылки на сайтах: 5551
  • Прямые переходы: 4137
  • Социальные сети: 1033

Основные каналы (сайты), с которых сделаны переходы (Рефералы)

  • google 4854 (26,56%);
  • прямые переходы 4137 (22,64%)
  • yandex 2638 (14,43%);
  • psu.ru 1174 (6,42%);
  • library.psu.ru 977 (5,35%);
  • in.psu.ru 901 (4,93%);
  • vk.com 891 (4,88%);
  • student.psu.ru 426 (2,33%);
  • m.vk.com 225 (1,23%);
  • worldcat.org 166 (0,91%);
  • 212.192.68.100 84 (0,46%) – это каталог Ирбис;

Доступ по устройствам:

  • desktop: 15709 (85,95%);
  • mobile: 1678 (9,18%);
  • tablet: 889 (4,86%);

Вовлеченность (сеансов):

  • сделан один сеанс: 10676;
  • сделано от 2 до 14 сеансов: 4401;
  • от 15 до 25 сеансов: 591;
  • от 26 до 50 сеансов: 570;
  • от 51 до 100 сеансов: 549;
  • от 101 до 200 сеансов: 619;
  • более 201 сеанса: 980;

Итого, постоянными пользователями (пользователем открыто более 50 сеансов) создано 2148 сеансов с просмотром 10912 страниц сайта)

Сравнение с прошлым годом[править]

Среднемесячное число активных пользователей выросло в 2.2 раза по сравнению с прошлым годом.

Число сессий выросло на 77%, число пользователей на 100%

psu_sessions_2014vs2015.png

Ухудшение активности переходов по библиотеке (число просмотренных страниц, показатель отказов, средняя длительность сеансов) связано, по всей видимости, с увеличением числа переходов из интернета и с изменениями в дизайне библиотеки.

Сравнение с другими ЭБС вуза[править]

В этом же вузе арендован доступ к ЭБС IPRbooks и куплена ЭБС БиблиоТех.

ЭБС IPRbooks (базовая коллекция, 82 тыс. книг):

  • книговыдача: 22259
    • cкачано: 873
  • страницевыдача: 100319

ЭБС БиблиоТех (300 учебников):

  • книговыдача: 202

stats_psu_2015_books.png

Итого, БиблиоТех показал свою низкую эффективность. А ELiS с небольшим отрывом опередила по книговыдаче IPRbooks и БиблиоТех вместе взятые. Страницевыдача у ELiS больше IPRbooks в 3,7 раз, но число скачиваний книг меньше на 23%.

Сравнение с другими вузами[править]

Информацию по использованию другими вузами ЭБС найти достаточно сложно, но Университетская библиотека онлайн (УБО) периодически публикует свою статистику (2015, 2014). С ней и будем сравнивать.

По данным УБО, вузы-лидеры используют 7 тыс. наименований, а отстающие по 500 наименований.

С ELiS ПГНИУ такую статистику сравнивать не имеет смысла, т.к. число книг должно быть существенно больше 2 тыс. и статистика по числу использованных наименований в ELiS не представлена. Скорее всего она будет близка к 1,5 - 2 тыс.

У лидеров, по данным УБО, книговыдача на одного обучающегося составляет 1,2 книги, среднее число 0,6 книги и у отстающих 0,3 книги.

В ELiS ПГНИУ книговыдача на одного студента составляет 1,75 книги, однако здесь учитываются все посетители, половина из которых, как мы знаем, не связана с организацией. Приблизительная оценка книговыдачи на одного сотрудника или студента составляет 0,9 книги. Т.о. ПГНИУ по уровню развития потребления контента относится к группе лидирующих вузов. Также попадание ПГНИУ в группу вузов-лидеров подтвердила ЭБС IPRbooks, по данным которой по параметрам посещаемости среди государственных вузов ПГНИУ занял 8 место. ПГНИУ не пользуется УБО, но сравнивая статистику ПГНИУ со статистикой прошедшей в топ-20 рейтинга УБО библиотеки ПГГПУ, удалось подтвердить попадание ПГНИУ в число лидирующих вузов и по сравнению с книговыдачей в УБО.

Среднее число страниц, прочитанных на одну книговыдачу у УБО 32, в то время как у ELiS ПГНИУ 16.

В данном случае мы сравнивали только книги и прямые трансляции не приплюсованы к выдаче книг, хотя для библиотеки более правильным является сравнивать выдачу документов.

Анализ и выводы[править]

Из статистики можно заключить следующее:

Половина посетителей - не студенты или сотрудники данного вуза. Они привлечены благодаря хорошей видимости ресурсов библиотеки в интернете и, прежде всего, в Google и Yandex. Более четверти внешних посетителей привлечены из-за рубежа.

Внутривузовские библиотеки потенциально способны соперничать с ЭБС по общей посещаемости, но для этого необходимо наращивать количество доступных учебников. Книговыдача по отношению к общему числу книг в ЭБС в внутривузовской библиотеке выше арендуемых ЭБС.

Весьма эффективны прямые ссылки на ЭБ, размещенные на сайтах вуза, библиотеки и в учебной среде.

Социальные сети не очень эффективны (менее 7% переходов), но ВКонтакте вполне заметен.

Сайт обязан быть адаптирован для мобильных устройств, так как переходов с мобильных браузеров уже 14% (не считая 1000+ сессий из приложения ELiS).

Половина пользователей уходит сразу после первой страницы.

Число пользователей вуза, регулярно обращающихся к библиотеке (пусть это будет более 15 сеансов), составляет 5%.

Учитывая, что 7% пользователей имеют английскую локализацию по-умолчанию, имеет смысл переводить метаданные на английский.

Трафик из WorldCat превысил в два раза трафик из электронного каталога библиотеки на базе Web-ИРБИС. Классические электронные каталоги библиотеки не эффективны для привлечения пользователей. Но следует уделить внимание попаданию ресурсов в WorldCat.

Следует развивать прямые трансляции с культурных мероприятий вуза. Значимые культурные события привлекают сотни зрителей. Научные прямые трансляции имеют в 8-10 раз меньшую популярность и существенного числа зрителей обеспечить не могут. Но т.к. организаторы мероприятия сами продвигают трансляцию в интернете, научные трансляции повышают ссылочную массу на сайт библиотеки.

Размещение тезисов докладов способно привлекать значительные всплески трафика.