Предложение представлено на Пятом всероссийском форуме "Школьные библиотеки нового поколения".
Говоря о том какой должна быть цифровизация школьной библиотеки, библиотеку нельзя отрывать от школы и сначала надо поговорить про ЦОС в школе, а затем про библиотеку.
Переход на удаленку показал неспособность жесткой административной вертикали работать во время кризиса.
Централизованные сервисы легли от нагрузки, всем предложили на местах решать своими проблемы самостоятельно, но решить их оказалось некому т.к. в школах нет админов и даже Moodle на компьютер развернуть некому. Поэтому все пошло по пути отправки фото по почте или в соцсетях.
Чтобы школы могли в кризисе эффективно работать, надо добавить им ИТ-самостоятельности, чтобы в школах был свой ИТ-специалист, который развивает ИТ-инфраструктуру и в случае отказа централизованного ПО мог запустить обучение на ресурсах школы.
Причем здесь библиотека? Опыт вузов, в котором 10 лет назад начался переход на подписки на ЭБС и сегодня они совершенно добровольно отказываются от закупки бумаги в пользу закупки подписки, те библиотеки что не развивали сами ИТ быстро деградировали. Образовательные библиотеки, бегающие от ИТ - не имеют будущего.
Поэтому школьная библиотека тоже деградирует, если не будет вовлечена в построение ИТ-инфраструктуры. И здесь идея, что школьная библиотека подчиняется упомянутому школьному ИТ-специалисту.
ИТ-специалист работает с ПО и оборудованием, а библиотекарь кроме классической деятельности, обеспечивает техническую поддержку, обучение, продвижение, взаимодействие с учителями и учениками.
ИТ-специалист подтянет квалификацию библиотекаря до продвинутого пользователя и будет его использовать для развития ИТ в школе.
При этом надо извлечь урок из прошлых проектов: ФЦИОР, ЕКЦОР с хорошим профессиональным контентом оказались не востребованы в школах. Учителя видят в них конкуренцию и угрозу и не используют в деятельности. Прошлая команда МЭШ извлекла из этого урок и начала заходить в школу с цифрой через активацию использования учителями своего контента в МЭШ. Вначале учителя используют свой, затем им помогают использовать других учителей и постепенно подмешивают профессиональный.
Со временем учителя убедятся, что чужой цифровой контент угрозы им не несет и будут активнее использовать профессиональный контент.
Но здесь проблема в том, что в школе на местах нужны евангелисты и не просто евангелисты, а люди, которые имеют ресурсы для продвижения ЦОС в школе. Я бы включил в эту группу ИТ-специалиста, методиста и библиотекаря.
Цифровизация (в том числе централизация) должны опираться на местах на работу этих специалистов, а в случае сбоев централизованной ЦОС (не только при эпидемиях, но и например при разовых сбоях) они должны подстраховать учителей локальной инфраструктурой.
Т.о. стратегически библиотека вовлекается в ЦОС через подчинение ИТ и оказания поддержки развития ЦОС.
Соответственно, библиотекарь должен иметь навыки продвинутого пользователя для оказания техподдержки, но его обучение во многом возьмет на себя ИТ-специалист, которому библиотекарь помогает решать его задачи цифровизации школы.
Это что касается стратегии. Тактически хочу обратить внимание на:
1) 30% школьников не имеют дома ноутбуков или смартфонов и из-за этого учитель не может задавать цифровые домашние задания т.к. части учеников не на чем их решать. Чтобы это не было тормозом, пользователи должны суметь использовать ПК библиотеки.
2) Возможно предусмотреть выдачу устройств на время нахождения учеников в школе когда они нужны учителю, но в рамках BYOD устройства есть не у всех и в таких случаях выдает устройства библиотека тем у кого нет (только на время нахождения в школе, при выходе из школы устройства возвращаются).
3) Интернет в школах фактически по белым спискам ресурсов, поэтому мое предложение выйти с закинициативой, чтобы в школьных библиотеках интернет не ограничивался (хватит что провайдеры ограничивают запрещенный контент) т.к. текущие требования к защите излишни - в библиотеке есть библиотекарь и он не допустит просмотр порно и т.п. вредного использования, но для тех 30% что не имеют дома интернета важно чтобы интернет не был по белым спискам, а был полноценным (сейчас минкульт хочет убрать возрастную маркировку на книгах и здесь можно расширить его предложения).